Государственная авиационная служба Украины, среди основных задач которой значится госконтроль и надзор за безопасностью гражданской авиации, в конце 2016 года издала первую в истории директиву летной годности на самолеты Ан-148/158 разработки ГП "Антонов".
В пресс-службе ГП "Антонов" пояснили ATO.ru, что директива ДЛП-0888-16 (документ в формате pdf ) предусматривает доработку конструкции фюзеляжа самолетов Ан-148/158 для улучшения их "контролепригодности".
Согласно документу весь парк ВС этого типа должен быть доработан.
В России к появлению директивы отнеслись спокойно. В пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) заявили, что российский производитель самолетов Ан-148 — Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО; предприятие ОАК) учтет рекомендации ГП "Антонов" в интересах эксплуатантов.
Госавиаслужба Украины издала директиву летной годности ДЛП-0888-16 9 ноября 2016 г. Причина выпуска этого предписания — выявление зон повышенной нагрузки обшивки и внешних поясов шпангоута № 23 в районе стрингера № 28 на самолетах Ан-148-100 и Ан-158.
"Директива разработана по результатам анализа нагруженности самолетов на основании данных БУР-92А, проведения измерений действующих напряжений в элементах конструкции, создания модели и анализа ресурсных характеристик по условиям усталости критических мест конструкции фюзеляжа с учетом результатов испытаний на усталость", — отмечается в документе за подписью главы Госавиаслужбы Александра Бильчука (был назначен на этот пост весной 2016 г.; до этого времени работал в ведомстве в должности директора департамента летной годности).
Поясним что, бортовое устройство регистрации БУР-92А предназначено для сбора, преобразования, регистрации и сохранения в случае летного происшествия информации, используемой для определения причины летного происшествия и предпосылки к нему, оценки техники пилотирования летного состава и работоспособности систем самолета, агрегатов и оборудования.
Для исполнения предписания Госавиаслужбы Украины необходимо выполнить доработку и неразрушающий контроль фюзеляжа самолета в районе шпангоута № 23 согласно сервисному бюллетеню № 148-53-159.
Доработке должны быть подвергнуты все самолеты Ан-148/158, находящиеся в эксплуатации (независимо от места эксплуатации). Это — 40 машин, включая пять Ан-148 и шесть Ан-158, выпущенные серийным заводом ГП "Антонов", и 29 Ан-148, собранные на ВАСО.
"Любая директива авиационных властей является обязательной для выполнения. Поэтому она так и называется – директива", — подчеркнули в пресс-службе ГП "Антонов". Отвечая на вопрос, за чей счет будет проведена доработка, в украинской компании отметили: "Доработка выполняется по договорам с эксплуатирующей [ВС] организацией".
Предполагается, что доработки могут выполняться силами сертифицированной организацией по техобслуживанию Ан-148/158, в том числе ГП "Антонов" или ВАСО. Отметим, что работы на машинах не предполагают привлечения специалистов ГП "Антонов".
Сроки доработки определены сервисным бюллетенем № 148-53-159 и не требуют остановки эксплуатации всего парка этих машин. На Ан-148 доработки должны быть выполнены не позднее наработки в 3000 полетов, на Ан-158 — не позднее наработки в 2800 полетов. Самолеты с наработкой выше указанной, дорабатываются на ближайшей форме техобслуживания. Время выполнения доработки — не более двух рабочих смен.
"Это действительно первая директива летной годности на самолет Ан-148. Как показывает мировая практика, разработчики, наблюдая за эксплуатацией ВС, стремятся совершенствовать и улучшать технические характеристики и эксплуатационные качества авиационной техники. Как правило, по итогам испытаний на ресурсном самолете выпускаются документы по доработкам планера, а также ресурсные бюллетени после определенного налета самолета", — объяснили в пресс-службе ОАК.
Все Ан-148, произведенные ВАСО, эксплуатируются в России. Из них в активной коммерческой эксплуатации сейчас находится семь ВС: пять Ан-148-100Е находятся в парке "Ангара", два Ан-148-100B — в распоряжении "Саратовских авиалиний".
В обеих авиакомпаниях сообщили ATO.ru, что эксплуатация самолетов продолжается, а доработки будут выполнены в соответствии с сервисным бюллетенем № 148-53-159.