24 января 2017 состоялось заключительное заседание Антимонопольного комитета Украины (далее - АМКУ), где было рассмотрено несколько вопросов относительно сферы услуг наземного обслуживания аэропорта «Борисполь» в деле №136-26.13 / 27-14 по заявлению хендлинговых компаний.
На рассмотрение АМКУ были вынесены следующие вопросы: размер и обоснованность инфраструктурного аэропортового сбора, затягивание согласования сертификата ООО «Интеравиа» на услуги наземного обслуживания и признаки субъекта монополии по предоставлению специализированных услуг по наземному обслуживанию собственным структурным подразделением аэропорта.
В результате рассмотрения дела АМКУ наложил на ГП МА «Борисполь» штраф в размере 12 780 354 грн.
Поскольку, согласно законодательству официальное решение будет опубликовано в течение 10 дней, аэропорт «Борисполь» считает нужным на данный момент изложить собственную позицию, сложившуюся в ходе слушания дела.
При рассмотрении обоснования размера инфраструктурного сбора необходимо исходить из того, что до сих пор не существует единой тарифной Методики, утвержденной уполномоченным органом. В то же время, АМКУ считает расчет инфраструктурного сбора аэропорта «Борисполь» по его собственной методике юридически недостаточно обоснованным.
В связи с этим, после получения официального решения, руководство аэропорта «Борисполь» инициирует обращение в Министерство инфраструктуры Украины и Государственную авиационную службу о необходимости разработки соответствующих стандартов. Как уже неоднократно отмечалось, предыдущей администрацией аэропорта практиковалась политика противостояния со своими контрагентами.
Такая деятельность привела к задержке в 2013 году согласования технологических документов ООО «Интеравиа» для получения сертификата по предоставлению услуг по наземному обслуживанию и, соответственно, наложение штрафа Антимонопольным комитетом.
Согласно законодательству, статус монополиста на предприятии определяет его доля на рынке больше, чем 50%. В то же время, деятельность по наземному обслуживанию в аэропорту «Борисполь» осуществляют четыре частных субъекты хозяйствования, а доля хэндлинговой службы аэропорта составляет 20%. Поэтому руководство аэропорта Борисполь считает необоснованным подход АМКУ о признании признаков монополии структурного подразделения аэропорта на рынке специализированных услуг по наземному обслуживанию.
Начиная с 2014 года, аэропорт реализует мероприятия по оптимизации работы службы наземного обслуживания путем постепенного сокращения численности штата и оптимизации процессов. Однако, решение АМКУ актуализирует вопрос о срочной реорганизации данной службы и вывода ее на собственный коммерческий счет с запретом субсидирования.
«Мы подчеркиваем, что аэропорт «Борисполь» готов к диалогу со всеми участниками рынка предоставления услуг. Мы планируем эволюционно передавать непрофильную деятельность на рынок, но существенные сдвиги невозможны из-за отсутствия единых правил, в том числе в отношении услуг по наземному обслуживанию в аэропортах. Мы призываем Государственную авиационную службу Украины принять соответствующий документ в ближайшее время с обязательным учетом мнения ключевых игроков рынка. Дальнейшее промедление с урегулированием «правил игры» недопустимо », - сообщает Евгений Дыхне.
После получения официального решения АМКУ по делу №136-26.13 / 27-14, Международным аэропортом «Борисполь» будет инициировано рассмотрение спорных вопросов относительно целесообразности начисления и размера штрафа в порядке хозяйственного судопроизводства.