В прошлом году осуществлен текущий ремонт девяти аэродромов, восстановлены три грунтовые взлетно-посадочные полосы, построены два полевых аэродрома.
Написал Юрий ИГНАТ для Народной армии .
«О чем вы говорили с Президентом во время полета?» - «А о чем говорить в кабине истребителя с первым лицом, о летной романтике? Нет. Я дал ему немного порулить «сушкой», а между тем рассказал о том, что болит: о позорном состоянии военной авиации, мотивации пилотов, заброшенных военных городках и ... заброшенных аэродромах».
Это слова выдающегося летчика, полного кавалера ордена Богдана Хмельницкого генерал-лейтенанта Василия Никифорова, к сожалению, ныне покойного.
Прошло восемь лет после того разговора с Виктором Ющенко, как Василий Семенович в статусе заместителя командующего Воздушных Сил уже выполнял боевые задачи на Донбассе. К сожалению, после того демонстрационного полета дела военных так и не пошли вверх ...
Украина декларирует себя авиационной державой, строит самолеты, участвует в авиашоу, а вот на порядок в собственном доме всегда у нее не хватает денег.Речь идет о том, что существование и эффективное использование авиации невозможно без развитой сети аэродромов.
Любой аэродром - очень большая, сложная в эксплуатации структура, которая требует средств.
В 1992 году Украина располагала 110 военными аэродромами по всей территории государства. 67 из них были с бетонным покрытием. Куда это все делось? Ведь сейчас есть в разы меньше бетонок.
На этот сложный вопрос попытался ответить начальник инженерно-аэродромного управления логистики командования Воздушных Сил ВС Украины полковник Павел Яворский.
- Вооруженные Силы не могли содержать такое количество аэродромов. Это очень дорого, а денег не давали вообще, разве что какие-то крохи. Было принято решение передавать объекты, которые не используют ВВС, местным общинам. А дальше ... А дальше военные аэродромы просто превратились в территорию. Плиты растащили на стройматериал, а некоторые самовольно занялись на этих землях сельским хозяйством.
Говорить о том, что нам нужно восстанавливать утраченное, надо с большим оптимизмом, ведь предоставленные в прошлом году двадцать миллионов гривен на развитие аэродромной инфраструктуры - это мизер.
По расчетам полковника Павла Яворского, на капитальный ремонт одного аэропорта потребуется около 800 млн грн. Поэтому имеем то, что имеем, от государства и - несколько заработанного от «собственного бизнеса». Речь идет об аэродромах совместного использования - военного и гражданского. За аренду и эксплуатацию военного имущества (полоса, КДП) военные получают от частных авиакомпаний определенные средства. Но это довольно незначительный процент от потребности на содержание, а о серьезном ремонте здесь вообще речи не идет.
Аэродромов совместного использования у нас около 20. Среди них - во Львове, Одессе, Виннице, Борисполе, происходят переговоры о Днепровском аэропорте, который является сугубо гражданским. Это не ноу-хау от Украины, это мировая практика. Так дешевле.
Вспоминая о тех утраченные бетонках после распада СССР, невольно приходит в голову: какой же шанс имели украинцы - путешествовать по своей прекрасной стране, рассматривая ее с высоты птичьего полета ...
Исходя из такого положения дел, руководство государства приняло решение об обустройстве определенных участков автодорог для использования военной авиацией. И это тоже мировая практика. Ведь базовые военные аэродромы есть едва ли не первой целью врага. Такие участки в Украине есть. Где именно и сколько - не для прессы. Планируется увеличить их количество в разы, и задачу Министерству инфраструктуры уже поставило СНБО.
Например, именно украинские автодоровцы должны превратить эти участки на «портативные аэродромы». И это не просто положить качественный асфальт, за что водители будут очень признательны. Аэродромный участок дороги должен соответствовать параметрам настоящей взлетно-посадочной полосы. Она должна быть ровной, без растительности, деревьев, дорожных знаков, рекламных щитов, линий электропередач. Должен быть обустроен мобильный командно-диспетчерский пункт, все необходимые средства связи и РЛС.
Самолет, который сел на трассу, должен освободить место для следующего борта, зарулить на временную стоянку, где его будут обслуживать, заправлять, придадут вооружение, и вырулить для дальнейшего выполнения задач. Примерно такой в мире алгоритм действий в подобной ситуации.
Кроме того, местные органы власти должны в течение короткого времени известить население об ограничении движения в этом районе, полиция, ВСП - заблокировать движение и направить автотранспорт по объездным путям.
- У нас грандиозные планы, реализация которых, конечно, будет зависеть от финансирования. Должны выполнить эту работу, особенно в восточных регионах страны. На этом направлении есть острая потребность через аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса, - рассказывает полковник Яворский.
- Скажем, изучали возможность восстановления одного из крупных аэродромов на том направлении с перспективой разместить там авиационную комендатуру. Подсчитали, что ремонт необходимого покрытия - взлетно-посадочная полоса, хотя бы одна «рулижка», стоянка - обойдется в 350-400 тыс. Грн. К этому надо добавить приведения в надлежащее состояние всех зданий обеспечения, складских помещений. А если там создать авиационную комендатуру, то следует разместить личный состав не менее из 100 особ.
По словам полковника Павла Яворского, силы и средства для осуществления всех планов в управлении логистики Воздушных Сил есть. Есть и специализированные учебные заведения, которые за короткое время подготовят необходимое количество профессиональных аеродромников.
В 2016 два инженерные батальоны осуществили текущий ремонт девяти аэродромов, восстановили три грунтовые взлетно-посадочные полосы, построили два полевых аэродрома. Поэтому работа, хоть и медленно, но все же осуществляется. Будет больше - появится больше функциональных аэродромов, которые в мирном будущем можно будет использовать совместно с гражданскими авиакомпаниями.