Украинская компания "Мотор Сич" может принять участие в российско-китайском проекте тяжелого вертолета AHL и предоставить для новой машины турбовальные двигатели АИ-136Т. Посредником для конфликтующих сторон и координатором проекта выступит Пекин.
Если же сорвется и такой опосредованный формат сотрудничества, России и Китаю придется заниматься двигателем самостоятельно — консультации на эту тему уже идут. Сообщает российское издание «Ъ» .
Правительство РФ одобрило межправительственное соглашение с Китаем о разработке тяжелого вертолета. Переговоры о разработке вертолета близки к завершению, по их итогам стороны подпишут контракт, рассказали "Ъ" в холдинге "Вертолеты России".
"Вертолеты России" и китайская Avicopter вели переговоры по проекту тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL) "Авикоптер" с 2008 года. Рамочное соглашение о сотрудничестве подписано в середине 2015 года по итогам встречи Владимира Путина с председателем Госсовета КНР Си Цзиньпином.
Организацией работ занимается китайская сторона, которая ведет разработку, испытания, сертификацию и серийное производство вертолета. РФ передаст технологии, создаст техническое предложение и разработает отдельные системы.
Взлетная масса вертолета составит 38 тонн, он будет поднимать 10-15 тонн груза и развивать скорость до 300 км/ч. Дальность полета составит 630 км, а практический потолок — 5,7 тыс. м.
В начале 2016 года стало известно, что вертолет будет разрабатываться только для китайского рынка, поскольку в России работают универсальные машины семейства Ми-17, которые перекрывают необходимые потребности, а для сверхтяжелых грузов применяется модернизированный Ми-26, говорил ТАСС директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации "Ростех" Виктор Кладов.
Но проектирование и производство AHL долго осложнял выбор двигателя. Еще в мае 2015 года бывший глава "Вертолетов России" Александр Михеев говорил, что на машине может быть использован украинский двигатель Д-136 (аналогичный двигателю Ми-26).
Украинская "Мотор Сич" опровергала участие в проекте, но в пятницу в компании "Ъ" пояснили, что она работает напрямую с китайской Avicopter и уже заключила контракты на поставку нового турбовального двигателя АИ-136Т.
В "Вертолетах России" поддерживают правила игры, подчеркивая, что "решение по двигателю — за заказчиком, то есть за китайской стороной".
В то же время в Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в "Ростех") готовы рассмотреть возможность участия китайских компаний в разработке и производстве российского двигателя на базе проекта ПД-12В "в случае заинтересованности партнеров". Консультации на эту тему уже идут.
Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов говорит, что ни на Западе, ни в КНР сейчас нет турбовального двигателя необходимой мощности. Но "Мотор Сич" его разрабатывал еще во времена СССР, поэтому выбор китайцев "вполне понятен".
Если же "Мотор Сич" по какой-то причине все-таки не поставит двигатель, России придется заниматься силовой установкой самостоятельно или в сотрудничестве с КНР. "Окончательное решение всегда будет зависеть от китайской стороны, которая больше заинтересована в проекте",— отметил он.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов замечает, что в РФ уже выпускается самый грузоподъемный в мире серийный вертолет Ми-26, предназначенный для переброски десантных подразделений и крупногабаритной техники. Поэтому пока перспективы и преимущества российско-китайского проекта "неочевидны", считает он, за исключением потенциально лучших характеристик новой машины, а основным преимуществом для РФ мог бы стать доступ к новому рынку с большим спросом.