19.02.17 
ImageYOUTUBE изобилует видеоматериалами, где военные летчики на сверхнизких высотах, около двух метров от земли, показывают класс пилотирования. И это не просто хвастовство для Интернета, а требование современной войны - лететь ниже антенны вражеской радиолокационной станции 

Такой летной интенсивности и мастерства пилотов невозможно достичь без целой армии военных инженеров, которые работают на всех отечественных авиаремонтных предприятиях и в подразделениях инженерно-авиационных служб (ИАС) летных бригад. То, что сделали эти люди в течение 2014-2016 годов, заслуживает огромного уважения. Их работа вовсе не зрелищная, не так романтична, как у военного летчика, и выполняют ее в не очень комфортных условиях. Но они ее все равно любят и вкладывают в нее душу.

 Адским годом для ИАС стал 2014-й. Постоянные боевые вылеты, изменение аэродромов базирования, передислокация на материковую Украину крымских авиационных частей - все это дало инженерам бешеного ритма жизни!

- Они ночевали прямо в авиационных ТЭЧ, спали по несколько часов, были организованы посменные работы, - рассказывает главный инженер авиации Воздушных Сил генерал-майор Петр Скоренький. - Не менее интенсивно работали наши заводы, ведь в «наследство» от российской аннексии Крыма мы получили десятки изуродованных МиГ-29.

 

Когда эти борта начали доставлять в Николаев, у многих на глаза наворачивались слезы. Перебито проводку, засыпано в двигатели песок и камни, изрубленный топором фюзеляж - далеко не весь перечень варварского уничтожения техники. Вот какие проблемы преодолевает ИАС и сейчас. В авиации хорошо знают, что настоящий ИАСовец относится к самолету как к живому существу, как к другу. Говорят: они одно целое. Стоит только взглянуть, как военные инженеры готовят крылатые машины к вылету, как сопровождают их на взлете, как ожидают возвращения после задания ...

 

Однако мало кто знает, что кроется за подготовкой самолета к полету. Куча людей в «техничках» суетится вокруг летательного аппарата. У каждого - свое направление ответственности за узлы, агрегаты, бортовое оборудование. А когда машина нуждается, ее направляют «на стационар» в авиационную ТЭЧ. На языке специалистов это называется ремонтом или регламентными работами. Ну а ежедневный труд по обслуживанию техники никто не отменял. И не имеет значения то, что на дворе жара, мороз или другие природные катаклизмы.

 Сейчас, когда на Донбассе идет война, авиационные подразделения находятся в постоянной боевой готовности не только на базовых аэродромах, но и на тех аэродромах, куда перебазирована техника для защиты восточных границ государства. Это летательные аппараты, которые задействованы в противовоздушной обороне страны и для поддержки наземных войск. Вместе с самолетами, пилотами, другими группами обеспечения туда идут и подразделения специалистов инженерно-авиационной службы. Количество таких ротаций инженеров уже никто не считает. Здесь рады каждому поставленному в строй борту.

Обслуживать технику на чужом аэродроме труднее, всегда не хватает под рукой привычного ключа или отвертки, не говоря уже о полевых, временных, грунтовых аэродромах, участках дорог, где техническое обеспечение ИАС не может быть полноценным. И украинские ИАСовцы всегда находят выход из ситуации: помогает опыт, смекалка и нестандартные решения.

Когда началась война на Донбассе и руководство страны стало наращивать боевой потенциал военной авиации, остро встала кадровая проблема со специалистами ИАС, в частности офицерского состава. Решение нашли: привлекли мобилизационные ресурсы - опытных офицеров запаса. А еще провели досрочные выпуски в учебных заведениях, увеличили набор курсантов в профильные вузы.

По словам генерал-майора Петра Скоренького, в 2017 Воздушные Силы планируют поставить в строй около 30 отремонтированных и модернизированных летательных аппаратов. Это большой объем работы, который требует соответствующих ресурсов. Но, похоже, планы никто корректировать не собирается. Они довольно амбициозны. Едва ли не впервые в истории отечественного войска в 2018 на вооружение Воздушных Сил может поступить первый самолет военного назначения полностью украинского производства. Речь идет о военно-транспортном Ан-148.

Так, технику нужно обновлять, ведь ремонт и модернизация не могут быть бесконечными. Как нужно обновлять и древние методы военного управления, тактику ведения боевых действий, логистику и т. Ведь украинское войско давно стремится дотянуться до стандартов НАТО. И военные инженеры тоже. Не так давно на базе одной из авиабригад состоялась международная встреча, на которой представители инженерно-авиационных служб Украины и Великобритании обменялись опытом.

Самое интересное, что британцы очень удивили наших ИАСовцев, рассказав, сколько их специалистов обслуживает подобную авиационную бригаду. Две с половиной тысячи! Полторы тысячи - это только личный состав авиационной ТЭЧ. Это обусловлено тем, что у них каждый специалист имеет узкий профиль специализации, и тот, кто, например, отвечает за шасси, абсолютно ничего не знает о хвосте самолета. Поэтому в британской ТЭЧ - полторы тысячи. У нас эту работу выполняют всего триста человек.