На сайте Днепровского горсовета опубликован проект решения о создании коммунального аэропорта. Восстановит ли это авиасообщение в город-миллионник?
Международный аэропорт "Днепропетровск" – единственный из работающих в крупных городах аэропортов, который показал падение перевозок в 2016 году. Аэропорт "Харьков" прошлом году обслужил на 60% больше пассажиров, "Львов" на 29,4%, "Киев" (Жуляны) на 19,4%, "Борисполь" на 18,8%, "Одесса" на 8,9%. А вот МА "Днепропетровск" показал падение на 17,7%.
И причина отнюдь не в том, что Днепр находится вблизи зоны военных действий, а в политике менеджмента аэропорта.
В марте прошлого года аэропорт отказался обслуживать рейсы авиакомпании Turkish Airlines без указания каких-либо причин. Даже подключение к конфликту авиавластей Украины и Турции не привело к нахождению компромисса. На рейсе Днепропетровск-Стамбул осталась компания "Днеправиа". 30 октября и эти рейсы были отменены − теперь по причине отказа турецкой стороны обслуживать "Днеправиа".
Ответная мера привела к тому, что из Днепра теперь нет прямых рейсов в Стамбул. И это не первый подобный конфликт.
В 2006 году "Днеправиа" отказалась согласовывать слоты Lufthansa для выполнения рейса во Франкфурт. В итоге немецкая авиакомпания не смогла летать в Днепр. Ответная мера − немецкие авиавласти запретили "Днеправиа" летать во Франкфурт и Берлин. Как итог − сейчас нет прямых рейсов между Днепром и городами Германии.
В аэропорту сейчас работает всего четыре авиакомпании − МАУ, "Днеправиа", "Роза ветров" и "Австрийские авиалинии". Три из них связывают с Игорем Коломойским, как, впрочем, и сам аэропорт. Ведь еще в августе 2009 года Фонд государственного имущества продал за 59 млн грн 94,572% акций ОАО "Днеправиа" в составе одноименной авиакомпании и аэропорта Днепра компании "Галтера", которую медиа связывают с Коломойским.
Что предлагают депутаты
По мнению депутатов, есть способ попроще чем договориться с собственником аэропорта "Днепропетровск", − обустроить еще один аэропорт, коммунальный. А именно использовать одну и ту же взлетно-посадочную полосу, но построить еще один терминал. Инициатор, депутат горсовета Днепра Артем Хмельников, пояснил, что строительство нового терминала предполагается осуществить за счет средств инвесторов или крупных инвестиционных банков.
"У государства в собственности взлетно-посадочная полоса и земля, где можно разместить новый терминал. Главное – он должен стать свободным для любых международных авиакомпаний. Уверен, что его строительство улучшит не только деловой, но и культурный климат нашего города", − отметил Хмельников.
Что будет
Как сообщили в Днепровском горсовете, вопрос о новом аэропорте будет вынесен на ближайшую сессию, которая ориентировочно пройдет в середине марта. "Надо что-то срочно решать. Даже аэропорты в Запорожье и Херсоне показывают рост, а в Днепре − наоборот. Мы теряем иностранных инвесторов. Был случай, когда человек выбирал, где в Украине открывать свой бизнес, но инфраструктура нашего города вызвала у него шок. Самолетом из Европы не прилететь, а дороги оставляют желать лучшего. В итоге он решил открыть представительство во Львове", − рассказали в приемной секретаря горсовета. Там же оценили шансы на принятие Днепровским горсоветом решения о создании коммунального аэропорта как очень высокие.
Но принятия решения о создании коммунального аэропорта мало для начала работы нового терминала. Чтобы он начал функционировать, Госавиаслужба в обязательном порядке должна провести сертификацию аэродрома. Эта процедура может занять несколько месяцев.
"Проверяется соответствие аэродрома − его элементов, наземного оборудования, технического оснащения − сертификационным требованиям", − пояснила пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская.
Несмотря на воодушевленность депутатов, авиационные эксперты достаточно критично относятся к идее нового коммунального аэропорта в данных условиях. С их точки зрения, в нынешней ситуации будет очень сложно найти инвестора, который захочет вкладывать средства в этот проект.
"Самая финансовоемкая часть − не постройка терминала, а реконструкция полосы, она ведь в весьма удручающем состоянии. К тому же, территориально Днепр близок к зоне военных действий. Поэтому, хоть номинально это и гражданский аэропорт, но в нынешних условиях де-факто двойного, с военной авиацией, использования", − пояснил председатель комитета стратегического развития аэропортов ассоциации "Аэропорты Украины" Евгений Трескунов.
Впрочем, сама идея "два аэропорта на одной полосе" не такая уж невыполнимая. "В Европе это менее распространено, в США − шире. Там сами авиакомпании инвестируют, строят для своих нужд терминалы. Из европейских примеров — Гатвик (Лондон), где на одной полосе два терминала, южный и северный. И обслуживает он на этой одной полосе 25 млн пассажиров в год", − привел пример Трескунов.