«Шасси убрано, створки закрыты», - раздается доклад от бортмеханика, когда самолет уже оторвался от земли. Перед полетом он проверяет рабочее состояние двигателей, оборудования, приборов самолета, работу каждой системы и, при необходимости, оперативно устраняет неисправности.
Бортовой механик - штатная должность младшего авиационного специалиста по обслуживанию и ремонту авиационной техники, который имеет специальное техническое образование. Получить профессию бортмеханика в Украине можно в военном колледже сержантского состава Харьковского национального университета Воздушных Сил. Срок обучения - два с половиной года.
Курсанты специальности «техническая эксплуатация и обслуживание воздушных судов и авиационных двигателей» после окончания обучения могут служить на должностях бортовых механиков летательных аппаратов. Ежегодно из колледжа выпускают более двух десятков специалистов этой специальности.
Также бортовых механиков готовят в Васильковском, Славянском, Криворожском и Кременчугском колледжах при НАУ. После выпуска специалист получает специальность «бортовой техник», но может работать и бортмехаником.
Старший бортовой механик старший прапорщик Виктор Шиндер подробнее рассказывает о специфике своей работы: - Во время полета бортмеханик отвечает за правильную эксплуатацию агрегатов, следит за порядком десантирования и сброса грузов. Скажем, в случае необходимости - выпустить шасси в аварийном режиме или, когда заклинивает груз, - включить аварийную установку.
Работа бортового механика крайне важна, особенно во время выполнения полетных заданий в районе АТО. В Украине этих специалистов отмечают на общих основаниях, а вот в США даже начали награду, которая признает прижизненные достижения старших механиков авиации. Премия «Главный механик Чарльз Тейлор» - престижная награда бортовому механику. Ее назвали в честь первого авиационного механика, совершивший полет на самолете братьев Райт. Чтобы получить эту премию, надо быть гражданином США и иметь стаж работы авиамехаником не менее 50 лет ...
Старший прапорщик Сергей Грибнев не имеет такого солидного стажа, а всего полтора десятка лет добросовестной службы. Но он не понаслышке знает, как покидать самолет, охваченный огнем, в который попала ракета.
- Безопасность полета зависит от всего экипажа. Перед вылетом осматриваем самолет, каждый знает свою работу. На борту нас шестеро: командир и помощник, штурман, борттехник, радист и я - бортмеханик, - рассказывает Сергей Грибнев.- И мы - одно целое.