Структурные и электронные компоненты самолета должны быть в состоянии противостоять постоянному механическому воздействию и вибрациям, и при этом они не могут быть мягкими, как резина. На самом деле, то же самое относится и к эмали зубов.
Учитывая этот факт, команда из университета Мичигана под руководством профессора Николаса Котова создала искусственную зубную эмаль, которую, по мнению разработчиков, в будущем можно будет использовать в самых разных областях, в том числе и в авиастроении.
Когда Котов изучал различные натуральные виброустойчивые материалы, он обнаружил, что эмаль зуба имеет одинаковую базовую структуру у большинства видов в течение миллионов лет – то есть природа создала универсальный материал. В естественной эмали твердые слои, обеспечивающие жесткость, чередуются с эластичными, которые служат для защиты от вибрации, а количество таких слоев зависит от назначения зуба.
Исследователи воссоздали структуру эмали, наложив друг на друга слои нанопроволоки из оксида цинка и жидких полимеров. Нанопроволока придала материалу жесткость, а полимеры — эластичность. Потребовалось нанести 40 слоев, чтобы создать синтетическую эмаль толщиной всего лишь одну тысячную миллиметра. Затем ученые повторили этот процесс 20 раз, укладывая дополнительные слои нанопроволоки и полимеров один поверх другого.
Как сообщается, конечный продукт по своим защитным свойствам оказался не хуже настоящей зубной эмали. Излишне говорить, что для широкого применения полученного материала необходимо упростить и удешевить процесс его производства, на чем сейчас и сосредоточена работа ученых.
В конечном счете, Котов надеется, что искусственная эмаль найдет применение в таких областях, как аэрокосмическая промышленность и электроника.