В прошлом году в странах — участниках Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло рекордное количество авиационных происшествий за последние 25 лет.
Такую статистику приводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК), в работе которого принимают участие все постсоветские государства за исключением трех прибалтийских республик, сообщает ATO .
Всего в этом регионе в 2016 г. было расследовано 63 таких случая. Годом ранее из было на 12,5% меньше — 56 проиcшествий. В число авиапроишествий 2016 года входят 28 авиационных катастроф, которые унесли жизни 74 человек. Это на один случай больше, чем годом ранее, однако в 2015 г. количество погибших составило 116 человек.
Статистику испортило количество расследований в коммерческой авиации. В этом сегменте было зафиксировано 28 авиапроисшествий против 19 годом ранее. Количество катастроф увеличилось с 8 до 11. При этом число погибших сократилось с 70 до 44 чел.
На основе полученной статистики в МАК сделали вывод, что "наметившаяся в последние годы тенденция к росту уровня безопасности полетов в коммерческой авиации была прервана".
По данным МАК, как и в предыдущие два года, авиационных катастроф в сфере пассажирских перевозок на тяжелых самолетах в 2016 г. не произошло. Однако относительный показатель безопасности полетов на тяжелых транспортных самолетах при всех видах перевозок по авиационным происшествиям за последние три года стабильно ухудшается.
В авиации общего назначения (АОН), напротив, количество авиапроисшествий сократилось с 36 до 35 случаев. Количество катастроф уменьшилось с 19 до 17, а число погибших — с 46 до 30 чел.
По государственной принадлежности воздушных судов наибольшее число авиапросшествий пришлось на Россию — 52 случая, из которых 23 катастрофы и 59 жертв. Для сравнения: в 2015 г. количество авиапроисшествий в целом и катастроф в частности было меньше — 41 и 20 случаев соответственно, однако погибших в них больше (60 жертв).
В Казахстане число авиапроисшествий и жертв осталось на прежнем уровне — 4 случая и 7 погибших. На долю катастроф пришлось три происшествия против двух в 2015 г.
В прошлом году улучшила статистику Украина. В ней было расследовано четыре авиапроисшествия без погибших против шести в 2015 г. (из них 3 катастрофы, 12 погибших).
В Белоруссии произошла одна катастрофа с одним погибшим, тогда как в 2015 г. было зафиксировано два авиапроисшествия (из них одна катастрофа и два погибших).
При этом в статистике появились Азербайджан, где произошла одна катастрофа, в которой погибли 7 человек, и Армения с одним авиапроисшествием.
В то же время из перечня стран, в отношении воздушных судов которых было проведено расследование, исчезли Молдавия, Таджикистан и Киргизия.
На легких и сверхлегких воздушных судах количество авиапроисшествий увеличилось более чем в 2 раза (11 случаев против 5 в 2015 г.), количество катастроф возросло в 3,5 раза (семь против двух). Увеличилось и число погибших.
На вертолетах количество авиапроисшествий практически не изменилось, но при этом число катастроф уменьшилось.
Исходя из вышеприведенных данных МАК делает вывод, что в 2016 г. "относительные показатели аварийности в гражданской авиации государств — участников Соглашения по всем авиационным происшествиям и катастрофам, а также по авиационным происшествиям и катастрофам без АОН являются худшими за период 2012– 2016 гг."
Это касается также числа авиапроисшествий и катастроф на 100 тыс. ч налета на всех воздушных судах в гражданской авиации стран — участников Соглашения. При этом, по предварительной оценке, в 2016 г. авиационные происшествия, обусловленные человеческим фактором, составили около 94% от общего числа происшествий.
На основании анализа выводов и рекомендаций, сделанных в ходе расследований авиационных происшествий в 2016 г. и ранее, МАК дает 23 рекомендации для операторов. Основной из них является необходимость "обеспечить постоянную практику проверки выполнения принятых решений и мероприятий по безопасности полетов", а также "отработать систему обязательного и оперативного реагирования на рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий с доведением рекомендаций до конкретных планов мероприятий с контролем сроков их исполнения".
Ранее отчет о безопасности полетов выпустила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
Согласно ее статистике, в странах СНГ в результате авиационных происшествий не было потеряно ни одного реактивного самолета. Однако средний показатель по СНГ за период 2011–2015 гг. — 2,28 потеряных ВС — был худшим среди всех регионов мира. В отношении турбовинтовых самолетов в СНГ в прошлом году, напротив, зафиксирован наихудший показатель. Тогда было списано или разрушено 10,03 таких ВС.
Для сравнения: следующим идет Азиатско-Тихоокеанский регион с показателем 1,88 машин. Средний показатель СНГ в этой категории за 2011–2015 гг. составил 9,23 ВС. Это второй наихудший показатель после Африки (10,51 ВС).