Летный состав 831 бригады тактической авиации Воздушного командования «Центр» Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины отрабатывает тактические приемы ведения воздушных боев и оттачивает (повышает) маневренность боевых истребителей, выполняя фигуры высшего пилотажа.
По словам летчика-инструктора Александра Оксанченко, неоднократного победителя международных авиапоказов в Европе, фигуры высшего пилотажа не только эффектно воспринимаются любителями авиации, но и имеют «практическое применение» - используются при ведении воздушных боев.
С появлением истребителей четвертого поколения стали возможны фигуры, выполняемые на критических режимах полета. Так появились известные «Колокол», «Кобра», полет на предельно малых скоростях и другие.
- Преимущество в скорости позволяет летчику-истребителю получить инициативу во время боя и удерживать ее, находясь большую часть времени в положении атакующего и пресекая попытки противника оторваться от преследования прямолинейным разгоном скорости. Поэтому летный состав бригады тактической авиации отрабатывает такие маневры, как вираж, предельный по тяге, боевой разворот с поворотом во внутренней сторону, горка с выполнением бочки на выводе, полупетля, переворот, косая петля. Именно они чаще всего используются во время боевого применения Су-27, - пояснил полковник Александр Оксанченко.
Для того, чтобы помешать противнику «поймать» на прицел самолет, военные летчики прибегают к фигурам высшего пилотажа.Так, применив фигуру под названием «Кадушка», когда самолет вращается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов с созданием углов атаки и сохранением общего направления полета, летчик с атакованного может превратиться в атакующего.
По словам офицера, еще одна известная фигура высшего пилотажа «Колокол», включена в программу динамического показа на авиашоу, не просто эффектный элемент демонстрационных полетов, но и чрезвычайно полезен в решении боевых задач. Она позволяет преодолеть радары средств противо-воздушной обороны, ведь никто не ожидает от боевого самолета способности «замирать на месте». При выполнении «Колокола» самолет проходит нулевую скорость после крутого набора высоты. Затем самолет начинает падать с поворотом корпуса в ту или иную сторону и круто пикирует вниз.
- Все фигуры пилотажа в зависимости от конкретной ситуации выполняются с разными углами атаки, различными радиусами и скоростями. Каждый раз летчик выбирает оптимальную на собственный взгляд серию фигур, которая поможет сорвать прицеливание и атаковать самому.
Успех воздушного боя определяется не только маневренностью и скоростью, но и в первую очередь тем, насколько хорошо летчик овладел искусством пилотажа, - говорит полковник Александр Оксанченко.