23.01.07 
Вчера один их крупнейших украинских авиаперевозчиков – UM Air – сообщил, что Государственная служба по надзору за обеспечением безопасности авиации запретила авиакомпании совершать полеты по маршруту Черновцы–Стамбул. В Госавиаадминистрации запрет объясняют нарушением со стороны UM Air правил перелетов. Участники рынка считают, что таким образом авиационные власти напомнили UM Air о задолженности по выплате госсборов.

Разрешение на выполнение двух чартерных рейсов в неделю по маршруту Черновцы–Стамбул–Черновцы авиакомпания "Украинские средиземноморские авиалинии" (UM Air) получила еще в 2003 году. До октября 2006 года рейсы выполнялись самолетом DC-9. Однако после инспектирования взлетно-посадочной полосы в ноябре прошлого года самолетам этого класса запретили посадку в Черновицком аэропорту. UM Air была вынуждена арендовать более легкий ЯК-42 у авиакомпании "Южные авиалинии". Впрочем, уже 13 января этого года UM Air получила телеграмму от Государственной службы по надзору за обеспечением безопасности авиации Украины (Госавиаадминистрации), запрещающую полеты "на чужом самолете".

Вчера и. о. гендиректора UM Air Елена Липовская обвинила Госавиаадминистрацию в попытке вытеснения компании с рынка. По ее словам, на Украине существует практика выполнения рейсов на чужом самолете для выполнения обязательств перед пассажирами, при этом 15 января рейс авиакомпании был отменен. "Мы не могли получить разрешение на вылет, и 95 пассажирам пришлось целый день просидеть в холодном аэровокзале, в конце концов они вернулись домой, потому что рейс пришлось перенести на следующий день",– сказала госпожа Липовская. Она также рассказала, что уже обратилась к президенту, премьер-министру и министру транспорта и связи с просьбой "дать правовую оценку действиям Госавиаслужбы". Параллельно UM Air готовит иски в суд.

Вчера в Госавиаадминистрации рассказали, что рейсы UM Air были запрещены, поскольку, согласно правилам, использовать самолеты других авиакомпаний можно только в случае необходимости обеспечить выполнение рейса, запланированного ранее на собственном самолете компании. "Компания UM Air не могла запланировать выполнение собственных рейсов на DC-9, потому что аэропорт Черновцы технически не готов принимать эти самолеты",– отметил директор департамента авиационных перевозок и лицензирования Госавиаслужбы Сергей Коршук.

В ответ на это госпожа Липовская сообщила, что решение инспекции, которая запретила обслуживание DC-9 в Черновцах, было принято в ноябре, а лицензия на выполнение рейсов Черновцы–Стамбул была получена несколькими месяцами ранее и действует с октября 2006 года по март 2007. "Это и есть 'ранее запланированные рейсы на собственном самолете'",– уточнила госпожа Липовская.
Следует отметить, что, после того как Госавиаадминистрация запретила выполнение рейсов UM Air, разрешение на выполнение рейсов получила донецкая авиакомпания "Донбассаэро". Вчера в "Донбассаэро" подтвердили Ъ, что с начала этого года выполняют чартерные перелеты по маршруту Черновцы–Стамбул, однако от более подробных комментариев отказались.

Участники рынка считают, что Госавиаадминистрация могла как разрешить, так и запретить компании UM Air совершать перелеты по маршруту Черновцы–Стамбул. "В силу нюансов законодательства решение этой ситуации было полностью в руках госоргана. Не исключаю, что этим запретом авиационные власти напомнили компании UM Air о задолженности по выплате госсборов",– сообщил в беседе с Ъ представитель одной из крупнейших авиакомпаний на Украине.

В Госавиаадминистрации подтвердили, что UM Air имеет задолженность по госсборам в размере порядка 1,5 млн грн, которую перевозчик еще до получения лицензии обещал погасить к 15 января 2007 года. Однако в ведомстве Ъ заверили, что запрет на перелеты не имеет отношения к задержке по выплатам.

АЛЕКСАНДР Ъ-ЧЕРНОВАЛОВ, МАКСИМ Ъ-КУТИК; АЛЕНА Ъ-ЦИНТИЛА, Черновцы

Источник: www.kommersant.ua