Самолет Boeing 747-400F турецкой грузовой авиакомпании ACT Airlines (маркетинговое название — MyCargo Airlines) разбился у аэропорта Манас (Бишкек) в январе этого года из-за несвоевременного принятия решения об уходе на второй круг.
Такие данные следуют из предварительного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Комитет также рекомендовал изменить логику работы автопилота на самолетах Boeing. Во время посадки командир воздушного судна заявил об отсутствии визуального контакта со взлетно-посадочной полосой и дал команду уйти на второй круг. Нажатие кнопки ухода на второй круг было зарегистрировано примерно через секунду на высоте 18 м над землей.
"Включение режима ухода на второй круг привело к увеличению режима работы двигателей, созданию вертикальной перегрузки около 1,5 g и прекращению снижения самолета. Через 3,5 сек после нажатия кнопки ухода на второй круг произошло столкновение с незначительно повышающимся рельефом местности и препятствиями. Путевая скорость самолета в момент столкновения составляла 165 kt (305,6 км/ч — Прим. ATO.ru)", — говорится в отчете МАК.
Первое касание с землей произошло на удалении примерно в 930 м от выходного торца ВПП. В результате столкновения с землей самолет полностью разрушился, а значительную часть конструкции уничтожил возникший пожар. При этом следов разрушения самолета в полете, до столкновения с землей, не обнаружено.
Бортовые самописцы были обнаружены на месте катастрофы. Записи на них сохранились в хорошем качестве. Они проанализированы специалистами МАК при участии коллег из Киргизии, Турции и США. Также были проведены испытания проб топлива, подтвердившие соответствие его качества установленным требованиям.
По результатам предварительного отчета в МАК подчеркнули, что уход на второй круг при отсутствии видимости наземных ориентиров "должен начинаться не ниже установленной высоты принятия решения".
Кроме того, диспетчерам рекомендуется информировать летный экипаж о существенных отклонениях по высоте от величины, установленной схемой захода на посадку, особенно при заходах в условиях действия процедур при низкой видимости. Для этого в МАК предлагают "рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений в технологии работ специалистов службы управления воздушным движением".
Администрации аэропортов рекомендовано проанализировать допустимость застройки территорий в непосредственной близости от аэродромов и в случае обнаружения нарушений устранить их. МАК также рекомендовал Boeing и авиационным властям США в лице FAA рассмотреть целесообразность изменения логики работы автопилота на самолетах Boeing 747 для предотвращения случаев снижения по "инерциальной" глиссаде в некоторых режимах готовности к автоматической посадке, когда траектория захода не позволяет выполнить посадку в нужной части ВПП.
Рассмотреть применимость данной рекомендации предложено и дргуим разрабочикам воздушных судов.
Boeing 747 (серийный номер 32897, возраст — 14 лет), выполнявший рейс TK6491 под кодом Turkish Airlines и следовавший из Гонконга в Стамбул, 16 января должен был совершить посадку в аэропорту Манаса на дозаправку.
Воздушное судно налетало 46820 ч (8308 циклов). ACT Airlines приступила к эксплуатации 32897 в начале декабря 2015 г., а до этого он числился в парке Singapore Airlines Cargo.
Воздушное судно упало на поселок Дача-Суу (Сокулукский район Чуйской обл.). Погибли 39 человек, включая четырех членов экипажа - граждан Турции.