Приход ирландского лоукостера в Украину зависит прежде всего от политической воли
Мечта украинцев о дешевых путешествиях по миру может сбыться уже этой осенью. В начале марта ирландский лоукостер Ryanair заявил о своих намерениях по заходу в Украину. На данный момент компания не только открыла продажи билетов из Львова и Киева, но уже начала набирать персонал в Украине.
Дело скидок
Однако вопрос условий вхождения Ryanair в Украину решен пока не до конца. В отличие от Львова, аэропорт "Борисполь" до сих пор не подписал договор с авиаперевозчиком. Механизмы стимулирования, которые предлагает главный аэропорт страны, не вполне удовлетворяют ирландцев. В программе понижающих коэффициентов "Борисполя" тоже прописаны серьезные - 75% - скидки для новых направлений. Два из заявленных рейса, в Манчестер и Эйндховен, могут воспользоваться этой скидкой, но не лондонский рейс Ryanair, ведь в Лондон из Борисполя уже летают и МАУ, и British Airways. Ryanair может рассчитывать максимум на 30% скидки.
Во всем мире если государство относится к туризму, как бюджетообразующей отрасли, то стимулирует авиаперевозки. Так делает, например, Турция, которая дотирует чартеры, привозящие туристов в курортные города. В Вильнюсе за каждый новый маршрут авиакомпания получает от 100 до 200 тыс. евро в год.
Но в Украине эффективной системы стимулирования в целом по стране пока не предложили. Львов нашел выход в создании Фонда поддержки авиаперевозчиков. Причем схема финансирования фонда миксовая: предприниматели Львовского туристического альянса (в основном отельеры и рестораторы) собирают средства, а городская власть обещала дать столько же. Средства пойдут аэропорту и авиакомпаниям. Аналогичных предложений со стороны местных властей Киева не было озвучено.
ABCnews спросил экспертов авиаотрасли, как решить коллизию: привлечь новых игроков и не обидеть тех, кто уже работает на рынке.
Евгений Трескунов, соучредитель ООО "Авиаплан"
Ryanair - самая большая компания и самый дешевый перевозчик в Европе. Требования у них жесткие и по технологиям, и по ценам. Стоит помнить, что у них десятки баз в Европе, и получая новый самолет, они имеют достаточно вариантов, на какую базу его добавить. И когда мы дебатируем между собой - Жуляны или Борисполь - то Ryanair в принципе говорит о стране Украина, летит он или нет. Причем сразу в два города, именно с этой позиции велись переговоры.
Львов сейчас загружен менее чем наполовину, поэтому всем, кто готов открывать новый маршрут или предлагает хорошую программу роста, предлагают значительные скидки. Предложения одинаковы для всех: и для лоукостеров Wizzair и Ryanair, и для МАУ.
Вероятность подписания договора "Борисполя" с Ryanair остается, все зависит от политической воли. Когда нет желания найти решение, все силы идут на поиск отговорок. То, что аэропорт государственный и зарегулированный - это действительно так, но компромисс найти можно.
Александр Ланецкий, директор Friendly Avia Support
Когда спрашивают об опыте других аэропортов по привлечению такого игрока как Ryanair, отвечаю: этот опыт абсолютно не подходит к нашим условиям. В той же Польше или Испании десятки аэропортов построены за счет Евросоюза, и перед их руководством не стоит вопрос возвращения инвестиций. В отличие от наших "Борисполя" и "Львова", построенных к Евро-2012 за кредитные средства и с неоправданным размахом, без просчета бизнес-моделей.
Есть две принципиально разные модели работы аэропортов: аэропорт как бизнес, который должен самостоятельно обеспечивать прибыль, и аэропорт как место предоставления социально значимой услуги. Во втором случае "недополученное" аэропорту компенсирует город или государство. Львов пошел примерно по второму пути - аэропорт выставляет минимальные ставки для всех без исключения компаний, открывающих новые маршруты, не только лоукостеров, а город берет на себя обязательство по итогам как-то компенсировать полученные убытки. Пока непонятно, как успешно будет работать эта схема. Большая часть львовских пассажиров - прямые, город заинтересован в туристах, которые в итоге принесут ему от 100 евро в сутки, это в разы выше, чем возможная компенсация. В то же время немалая часть этих пассажиров - сами львовяне или заробитчане.
В Литве тоже принят такой метод: компенсируют за всех пассажиров. Хотя, конечно же, это не совсем справедливо по отношению к тем гражданам, которые не летают. На испанской Майорке, к примеру, компенсация идет только за иностранных пассажиров.
Какой вариант выберет Киев? Напомню, аэропорт "Киев" после длительных переговоров отказался подписывать договор, и на пресс-конференции был озвучен "Борисполь". Многие эксперты утверждают, что ирланский лоукостер требует не просто особого отношения к себе, но ставок, приближающихся к нулевым.
Проблемой "Борисполя" станет даже не то, что первый год он обслужит обещанные 250 тыс. пассажиров лоукостера себе в убыток. Другие компании потребуют тех же условий, иначе подадут иски в суд, ведь скидка для одной компании была бы дискриминационной и нарушала не только антимонопольное законодательство Украины, но и сразу несколько пунктов Договора об Ассоциации Украины и Евросоюза. При этом европейские авиакомпании, вероятно, выберут для этого Европейский антимонопольный суд, что они уже успешно делали по аэропортам в Бельгии и Франции. В свою очередь, предоставление скидки всем авиакомпаниям принесет "Борисполю" убытки.
Готов ли Киев оплачивать компенсацию из своего бюджета? Сомневаюсь. Если бы такой вариант был возможен, его бы предложили в Жулянах, где меньше поток, а значит, и компенсация.
Оптимальным вариантом вижу появление в результате этой истории третьего международного аэропорта в столичном регионе, на расстоянии 150 км от центра Киева. Выбрать можно из шести действующих аэропортов: "Киев/Антонов-1", "Киев/Антонов-2", "Киев" (Южный), "Белая Церковь", "Озерное", "Житомир-Смоковка". Самые большие шансы - у житомирского "Озерного", расположенного в 130 км от центра столицы. Это действующий международный грузовой аэропорт с пунктом пограничного и таможенного пропуска через границу. Еще один его плюс - он расположен на аэродроме двойного назначения, и базирующиеся там ВВС Украины присматривают за взлетно-посадочной полосой. Поэтому он уже способен принимать тяжелые самолеты, такие как "Боинг 737-800". И такой вариант - не редкость. Например, Бове, который находится на подобном расстоянии от Парижа, или Хана около Франкфурта-на-Майне - оба аэропорта являются одновременно и военными базами, и хабами для лоукостеров. Министр мог бы предложить такой вариант как решение "киевского вопроса".
Олег Бондарь, управляющий партнер ECOVIS Бондарь и Бондарь
У каждого аэропорта, куда анонсировал свои рейсы новый лоукостер, существует своя программа мотивации авиаперевозчиков. И у "Борисполя", и у "Львова" эти условия являются публичными и в равной степени доступны любой авиакомпании, которая намерена летать из этих городов. Они, конечно, несколько отличаются по идеологии - "Борисполь" поощряет трансферные перевозки, а аэропорт "Львов" - нет. "Львов" дает скидки на все рейсы в новые аэропорты, а для "Борисполя" аэропорт считается новым, если находится не ближе чем в 100 км от пункта, с которым уже установлено воздушное сообщение.
Но в целом оба госпредприятия едины в одном: чем больше авиакомпания перевозит пассажиров, тем ниже тарифы на аэропортовое обслуживание. Это не только рыночная практика, но и требование ИАТА и ИКАО. Если новый перевозчик зайдет на таких же условиях в любой из украинских аэропортов, то говорить о дискриминации будет сложно.
Проблема возникает тогда, когда в процесс вмешиваются чиновники. Отступления от рыночных условий могут считаться госпомощью, и здесь претензии наверняка последуют не только к аэропортам, но и к украинскому государству в целом. И большой договор об ассоциации, и двусторонние договоры о воздушном сообщении и ряд других международных и внутренних документов, действующих как в ЕС так и Украине, считают антиконкурентной практику избирательной госпомощи. Причем у таких гигантов как British Airways, KLM и Lufthansa, которые давно летают в Украину, опыт борьбы с неконкурентным поведением лоукостеров намного больше чем у их украинских коллег, равно как и больше возможностей, начиная от Еврокомиссии и заканчивая судебной системой. Очевидно, стоит ожидать вопросов также и от правоохранительных органов.