В понедельник украинский «Факториал-Банк» (Харьков) объявил о запуске новой программы кредитования физических и юридических лиц на покупку легких двухместных вертолетов АК1-3 «Санька».
В банке считают, что услуга будет востребована как среди бизнесменов, так и просто среди желающих обзавестись собственным авиатранспортом, а также поддержит украинского производителя вертолетов. Опрошенные RBC daily представители российского банковского сообщества считают предложение харьковского банка PR-ходом. По их мнению, в российских условиях предоставление такой услуги вообще неактуально, так как большинство потенциальных покупателей вертолетов в состоянии оплатить такое приобретение самостоятельно. Однако в самом банке заявили, что данный вид кредитования для Украины не является чем-то исключительным и что подобную услугу вскоре предложат и другие местные игроки.
Акционерный банк «Факториал-Банк» (до мая 2001 г. – банк «Приват-Эксель») основан в 1992 г. в Харькове. По данным банка, на 1 апреля 2006 г. размер активов составил 672,89 млн грн (134,6 млн долл.), кредитно-инвестиционный портфель – 556,53 млн грн (111,3 млн долл.), чистая прибыль на 1 января 2006 г. – 1,208 млн грн (241,6 тыс. долл.). Основными акционерами банка являются народный депутат Украины и почетный президент УПЭК (Украинской промышленно-энергетической компании) Анатолий Гиршфельд (напрямую владеет 0,0981% акций, опосредованно – 17,4587%), Андрей Чудновец (0,3836 и 16,7896%), Сергей Нестругин (0,2699 и 16,7896%), а также компания «УПЭК» (16,7896% акций). Председатель правления «Факториал-Банка» – Александр Коротин. На сегодняшний день работает 6 филиалов и 31 отделение банка на Украине – в Харькове и Харьковской области, Киеве, Днепропетровске, Херсоне, Хмельницком и Запорожье.
В понедельник АБ «Факториал-Банк» (Харьков) официально объявил о запуске программы кредитования физических и юридических лиц на покупку легких вертолетов АК1-3 «Санька» (масса пустого легкого двуместного вертолета АК1-3 – 370 кг, полетная масса 650-700 кг, сверхскоростной вертикальный подъем машины со скоростью до 12м/сек., цена вертолета – 712 тыс. грн или 110 тыс. долл. – RBC daily). В сообщении пресс-службы банка отмечено, что кредитование начато c 1 мая 2006 г. в рамках договора о сотрудничестве, подписанного банком с компанией ООО «Аэрокоптер Трейд» (торговая структура украинского производителя легких вертолетов компании «Аэрокоптер», офис находится в Харькове – RBC daily).
В пресс-службе «Факториал-Банка» RBC daily сообщили, что данная услуга пользуется особой популярностью у бизнесменов, и подчеркнули, что программа введена с целью поддержки национального производителя вертолетов. В банке считают, что потенциальными потребителями услуги могут стать как компании, так и частные лица – бизнесмены и все желающие. В пресс-релизе отмечено, что программа рассчитана на «деловых людей, знающих цену своему времени, и просто всех желающих исполнить мечту детства и взмыть в небо». Кроме того, всем покупателям вертолета банк предоставит «золотую» кредитную карту без неснижаемого остатка.
В пресс-службе «Факториал-Банка» RBC daily сообщили, что кредит выдается сроком до 5 лет под 16-20% годовых под залог движимого имущества, при этом первоначальный взнос составляет 15%. Приобретаемый вертолет рассматривается как дополнительное обеспечение по кредиту. В банке уточнили, что пока кредит выдается на покупку двухместного вертолета, в дальнейшем планируется выдача займа на четырехместный. Срок производства и поставки вертолета – 12 месяцев с момента первого взноса. «Один из украинских банков уже ввел подобную программу, – отметили в пресс-службе. – Однако она рассчитана на покупку вертолетов западного производства. Кроме того, в отличие от них у нас предусмотрена возможность досрочного погашения». При этом в банке не стали уточнять, о каком именно игроке идет речь.
Предложение украинского банка вызвало крайнее удивление у опрошенных RBC daily российских банкиров. Председатель совета директоров «Москоммерцбанка» Андрей Савельев считает услугу нерыночной. «Подавляющее большинство потенциальных заемщиков, которые могут взять кредиты на приобретение дорогостоящих автомобилей (100-150 тыс. евро) или аналогичное дорогостоящее имущество, имеет деньги, чтобы купить его самостоятельно за наличный расчет», – заявил он RBC daily. С г-ном Савельевым согласился руководитель направления автокредитования Банка Москвы Сергей Мещанов. «В ближайшей перспективе подобная услуга в России не появится, – заявил он RBC daily. – У продукта более чем целевая аудитория – потенциальные покупатели вертолетов сами могут купить себе такую «игрушку». По словам г-на Мещанова, в России, как правило, самые большие кредиты (до 200 тыс. долл.) привлекаются на покупку дорогих иномарок или яхт, но случаев приобретения вертолета в кредит представитель Банка Москвы не припомнил. Г-н Мещанов также отметил, что пока подобные совместные программы банков и машиностроительных предприятий в России существуют лишь в автомобилестроении.
Однако не все кредитные учреждения считают предложение «Факториал-Банка» таким уж бесперспективным. Замдиректора департамента розничного кредитования «Юниаструм Банка» Анна Романенко сообщила RBC daily, что хотя в ближайшее время банк и не рассчитывает на существенный спрос на подобные услуги, «в более далекой перспективе это может быть интересным предложением для наших VIP-клиентов». По мнению г-жи Романенко, для России кредит на покупку вертолета в перспективе может предоставляться под 16-20% годовых в рублях при первоначальном взносе порядка 30%, в обеспечение (помимо залога вертолета) иного имущества или поручительства, а также с условием страхования вертолета и жизни заемщика.
Отдел компаний
Анна Иноземцева, 07.06.2006
rbcdaily.ru