Во время летно-методического сбора бомбардировщики Су-24М поддерживали наземные войска, преодолевали систему ПВО условного противника, уничтожали его объекты днем и ночью. В простых и сложных метеоусловиях.
«Смотри, они вернулись, — мужчины в центре Луцка что-то высматривают высоко в небе. — Вон он, красавчик, пошел, а вон и второй...» Пожалуй, нет в городе человека, который бы не смотрел в небо, провожая взглядом «фехтовальщиков». Именно такое кодовое название НАТО — Fencer получили самолеты Су-24М, находящиеся на вооружении украинской армии.
В последние годы, по крайней мере раз в год, Луцк просыпается от некогда привычного для жителей грохота реактивных двигателей: над городом пролетают «сушки». Два десятилетия назад здесь стояла целая дивизия фронтовых бомбардировщиков Су-24, и волыняне еще не успели забыть соседство с грохочущим военным аэродромом.
К счастью, плиты и здания удалось сохранить. Так что теперь это полноценный военный аэродром со всей инфраструктурой, который работает в формате авиационной комендатуры, одной из лучших в Воздушных Силах. Это прекрасная база, которую в авиации эффективно применяют для боевой выучки летчиков с практическим бомбометанием на полигоне «Повурск».
Задачи этого летно-методического сбора несколько отличались от прошлогодних. Основная ставка — на подготовку молодых пилотов бомбардировочной авиации.
Они практиковались «работать по земле» штатными средствами авиационного поражения. Речь идет о неуправляемых авиационных бомбах и ракетах разного назначения. Хотя главная роль была отведена летчикам и штурманам с Хмельнитчины на самолетах Су-24М, к сбору были привлечены и пилоты истребительных авиабригад на самолетах Л-39, а также экипажи вертолетов Ми-8, которым тоже необходима боевая практика. Ведь истребители, кроме воздушных боев, могут эффективно наносить ракетно-бомбовые удары и по земле.
Однако есть ограничения: пилоты МиГ-29 и Су-27 должны визуально видеть цель. А для их «старшего брата» — фронтового бомбардировщика Су-24М это необязательно. Его особенность заключается в том, что оборудование самолета позволяет наносить удары вне визуальной видимости цели.
Су-24 был принят на вооружение в далеком 1975 году, но до сих пор самолет - в составе ВВС некоторых стран бывшего социалистического лагеря, Азии и Африки. Даже Россия, которая создала немало самолетов нового поколения, не спешит снимать с вооружения старые добрые Су-24М, из которых, кстати, «щедро поливает» сирийские города...
Украине нечем заменить эти бомбардировщики, да и остальную боевую авиацию. Это мощнейшие ударные машины, которые у нас находятся на вооружении, поэтому им нужны только ремонт и модернизация. За время войны на Донбассе немало этих самолетов было снято с хранения и передано на отечественные авиационные заводы, которые дают им новую жизнь. Конечно, это дорого, но есть вещи, на которых экономить нельзя. Так же как и на учебных полетах военной авиации. Ведь чего стоит самолет, если в кабине неопытный и нетренированный пилот?
Для тех, кто не понимает, почему на армию надо столько денег, можно привести простой пример. За час полета Су-24М «съедает» аж семь тонн авиакеросина. Тонна этого топлива стоит около 20 тыс. грн. Это дорого, но готовить летчиков все равно надо. Украина — огромное государство в центре Европы, которое простирается на 1316 км с запада на восток. Для такой страны военная авиация — неотъемлемая составляющая национальной безопасности.
Как показывает практика, нельзя пренебрегать безопасностью. В авиации Командование Воздушных Сил ВС Украины пытается планировать мероприятия по боевой подготовке и расписывать летные смены как можно эффективнее, чтобы использовать дорогое топливо для того, дабы пилоты получили необходимые летные навыки, в частности для боевой работы на авиационном полигоне «Повурск» на Волыни.
Для этого из Староконстантинова в Луцк передислоцировали личный состав и технику: экипажи на самолетах, авиаимущество и личный состав самолетами транспортной авиации, автомобильную технику для обеспечения полетов наземным транспортом. Таким образом летчики и подразделения обеспечения перемещаются с базового аэродрома на оперативный, что вблизи полигона.Конечно, практическое применение бомбардировщиков на полигоне «Повурск» можно осуществлять и с базового аэродрома, но придется тратить тонны топлива туда и обратно.
Летно-методический сбор длился около двух недель, которые для пилотов пролетели как один день. Настоящий военный летчик никогда не насытится полетами, тем более, с практическим применением вооружения, днем, ночью, в простых и сложных метеорологических условиях. В числе задач — авиационная поддержка наземных войск, разведка и уничтожение наземных объектов, преодоление противовоздушной обороны возможного противника на малой и предельно малой высоте.
По словам заместителя командующего Воздушными Силами по авиации — начальника авиации генерал-майора Андрея Ярецкого, все задачи выполнены успешно. С определенными упражнениями из курса боевой подготовки авиации летчики справились. Подробно действия каждого пилота оценят и проанализируют на традиционном «разборе полетов». Главное — приобретенные практические навыки, достижение четкого взаимодействия экипажей в воздухе.
Су-24М — двухместный боевой самолет. Летчик и штурман сидят рядом. Во время полета они синхронизируют свои действия. А взаимодействие экипажа при выполнении боевых задач трудно переоценить.
Бомбардировщик имеет сложную систему прицеливания: два прицела - у штурмана и один — у летчика. Каждый прицел применяется согласно условиям, задачам и применяемым боеприпасам. На кнопку сброса или запуска давит летчик. Примерно таков алгоритм действий.
Сброс неуправляемых авиационных бомб — сложная наука. Даже в случае оснащения современными навигационно-прицеливающими системами человеческий фактор играет решающее значение. Поэтому и имеет важное значение взаимодействие экипажа. Так что молодые летчики тренировались попадать в цель неуправляемыми боеприпасами, и в конце концов у них неплохо получалось.
На сборе удалось подготовить достаточное количество экипажей Су-24М, что позволит существенно нарастить боевые возможности бомбардировочной авиации. Также благодаря боевой работе на авиационном полигоне отдельные пилоты повысили свою классную квалификацию.