Ровно 128 лет назад, 25 мая 1889 года, в Киеве родился Игорь Сикорский, выдающийся авиаконструктор, получивший мировую славу благодаря созданию вертолета.
Еще, будучи студентом Киевского политехнического института, он начал проектировать и строить свои вертолеты. Это были первые пробы. Всерьез вертолетостроением Сикорский занялся после эмиграции в США. Именно в этой стране он создал компанию Sikorsky Aircraft, которая является лидером отрасли. В связи с памятной датой мы задались другим вопросом. О вертолетах Сикорского, изготовленных в США, знают все, а есть ли в Украине достойные продолжатели его дела?
Как оказалось, есть, но их очень мало. После попыток больше узнать о компаниях, которые не боятся продолжать дело Сикорского в Украине, стало понятно, что это очень закрытый рынок. Кто-то сразу отказывался общаться, кто-то находил предлог для оттягивания времени и т.д. Лишь в одном случае нам повезло поговорить с менеджером компании, который, впрочем, пожелал остаться неизвестным. По его словам, вертолетостроение в Украине больше ориентировано на заграничного покупателя. Да и сами детали вертолета также преимущественно привозятся из-за рубежа. Это создает свои сложности для производителей. Несмотря на это, они продолжают работать, создавать новые модели или модернизировать старые.
"Мотор Сич" (Запорожье)
Запорожская компания "Мотор Сич" славится своими двигателями для самолетов и вертолетов. Но в активе предприятия есть и собственная разработка вертолета. Летом 2014 года вертолет МСБ-2, разработанный на "Мотор Сич", выполнил свой первый полет. Данная разработка была создана на базе Ми-2, поэтому иногда вертолет еще называют Ми-2МСБ. На МСБ-2 был установлен двигатель АІ450М украинской компании "Ивченко-Прогресс" мощностью 465 л.с. Самолет способен развивать скорость до 250 км/ч. МСБ-2 от Ми-2 отличает экономичность в потребление топлива, меньший уровень шума и т.д. В 2016 году руководитель "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев заявлял, что в 2017 году начнется серийное производство вертолета МСБ-2. Кроме того, в 2015 году "Мотор Сич" заявила о начале разработки нового вертолета МСБ-6 Атаман на базе польского вертолета PZW W-3 Sokol. Предполагается, что новый летательный аппарат будет оснащен двигателем мощностью в 1600 л.с. Дата окончания разработки пока не сообщается.
МСБ-2
"Аэрокоптер" (Полтава)
С 1999 года в Полтаве работает компания "Аэрокоптер", которая производит легкие вертолеты и которую по праву можно назвать крупнейшей на этом рынке в Украине. Точные данные об объемах производства не разглашаются. Но известно, что к 2010 году компания продала 130 вертолетов. В 2009 году "Аэрокоптер" приобрела транснациональная корпорация Perla Group с головным офисом в американском штате Флорида. Сумма сделки неизвестна. Perla Aviation, авиационное подразделение группы, работает преимущественно с клиентами из Ближнего Востока, которые также являются основными потребителями продукции "Аэрокоптера". Кроме того, вертолеты компании покупают в Европе, Северной Америке, странах СНГ.
С момента основания "Аэрокоптер" приступил к разработке нового вертолета, который впоследствии получил имя АК1-3. Его прототип был создан в 2001 года, а одна из экспериментальных моделей была представлена в 2004 году в Харькове во время проведения Чемпионата Украины по вертолетному спорту. Тогда разработка "Аэрокоптера" получила одобрительные отзывы от Сергея Сикорского, сына знаменитого авиаконструктора. Позднее, в 2006 году, вертолет был сертифицирован Госавиаслужбой, после чего началось серийное производство. За эти годы предприятие разработало несколько модификаций вертолета. В частности, в 2011 году была потребителям была предложена навесная аппаратура, позволявшая использовать вертолет в сельскохозяйственных работах.
Вертолет АК1-3 вмещает 2-х человек. Двигатель Subaru EJ‐25 мощностью 156 л.с. развивает скорость до 180 км/ч. Дальность полета вертолета составляет 350 км. Максимальная взлетная масса равна 650 кг.
Вертолет АК1-3
Softex-Aero (Бровары)
В сентябре 2016 года украинская компания Softex-Aero представила свой новый проект - вертолет VV-2. Летательный аппарат оснащен двигателем TS 100 ZA производства чешской компании PBS Velká Bíteš, который обеспечивает мощность в 190 л.с. в крейсерском режиме и 245 л.с. в режиме взлета/посадки. Вертолет VV-2 способен развивать скорость до 240 км/ч, на борт он может брать до 380 кг груза. Сам же вертолет весит 565 кг, а его максимальная взлетная масса равна 1100 кг. Летательный аппарат вмещает 1 пилота и 1 пассажира, сиденья для них расположены в тандемном порядке.
Также в активе компании есть еще одна разработка - вертолет V-51/ V-52, представленный общественности в 2015 году. Это более вместительный аппарат: кроме 1 пилота, он может перевозить еще и 4 пассажиров. Двигатель вертолета мощностью в 370 л.с. позволяет ему разгоняться до 320 км/ч. Вес вертолета составляет 750 кг, а максимальная взлетная масса - 1450 кг.
Помимо вертолетов, Softex-Aero специализируется на производстве легкомоторных самолетов. В целом, предприятие выполняет полный цикл производства - от проектирования до окончательной сборки. О самой же компании известно немного, поскольку руководство Softex-Aero не очень жаждет идти на контакт. Из открытых источников нам удалось узнать, что предприятие было основано в 2012 году. Его владельцем и основателем является гражданин Ирана Фагис Хошгард Аббас, проживающий в Тегеране. Офис компании находится в городе Бровары Киевской области. Также у Softex-Aero есть торговые представители в ОАЭ, США, Великобритании и Юго-Восточной Азии.
Вертолет VV-2
КБ "Горизонт-12" (Гора)
В 2007 году на рынке вертолетостроения Украины возникла еще одна компания - КБ "Горизонт-12". Она базируется в селе Гора Бориспольского района Киевской области. За эти годы на предприятии было разработано и построено две модели вертолетов - Skyline SL-222 (2009) и Skyline SL-231 Scout (2014). Всего КБ "Горизонт-12" произведено и продано 6 вертолетов. Заказчики предприятия - клиенты из Украины, Европы, Ближнего Востока, США.
Вертолеты Skyline SL-222 и Skyline SL-231 Scout очень схожи по многим техническим параметрам, последний является немного усовершенствованной моделью и может перевозить троих человек, а не двух, как его предшественник. Skyline SL-222 оснащен двумя двигателями суммарной мощностью 180 л.с., Skyline SL-231 Scout - одним двигателем мощностью 210 л.с. Оба вертолета имеют по 2 сиденья. Не сильно отличаются летательные аппараты по скорости и дальности полета: Skyline SL-222 может разгоняться до 194 км/ч и пролетать до 550 км, Skyline SL-231 Scout - до 209 км/ч и до 600 км. Стоимость Skyline SL-222 составляет 149 тыс. долларов, Skyline SL-231 Scout - 195 тыс. долларов.
Skyline SL-231
КБ "Вертикаль" (Киев - Бородянка)
В 1999 году в Украине возникло еще одно вертолетное предприятие - КБ "Авиаимпекс", позднее переименованное в КБ "Вертикаль". Новое конструкторское бюро начало разрабатывать собственный проект вертолета. Уже в начале 2003 года вертолет КТ-112 "Кадет" ("Ангел") выполнил свой первый полет. Летательный аппарат собирался из украинских комплектующих, иностранными были лишь двигатель производства австрийской компании Rotax. Вертолет развивал скорость до 200 км/ч и мог летать на расстояния до 800 км. В кабину вмещалось 4 человека - 1 пилот и 3 пассажира.
В 2006 году компания КБ "Вертикаль" решила наладить серийное производство вертолетов в Бородянке, в 50 км от столицы. Для этого планировалось построить Авиационный завод "Тюссе". В 2008 году государство выделило под эту инициативу 27,2 млн грн. Новый завод должен был выпустить более 130 вертолетов для Министерства обороны, Министерства внутренних дел Украины и других ведомств. Но уже в 2010 году КБ "Вертикаль" объявила себя банкротом, а Генеральная прокуратура завела дело в связи с растратой государственных средств. В 2015 году деятельность предприятия была прекращена. За это время было изготовлено лишь два экземпляра КТ-112.
КТ-112 Ангел
"Укроборонпром"
В феврале этого года государственная компания "Укринмаш", входящая в состав "Укроборонпрома", представила на международной выставке iDEX 2017 в Абу-Даби макет многофункционального ударного вертолета КТ-112УД. Он создан на базе разработок КБ "Вертикаль", поэтому его технические характеристики соответствуют "Кадету". Единственным отличием является наличие противотанкового ракетного комплекса Барьер-В и ракет класса "воздух-воздух". Когда будет изготовлен прототип вертолета, остается загадкой. Отметим, что в состав "Укроборонпрома" входит также два предприятия, специализирующихся на ремонте вертолетов - Винницкий и Конотопский авиационные заводы.
КТ-112УД
"Украинские вертолеты" (Киев)
Наш обзор был бы неполным без упоминания компании "Украинские вертолеты". Последняя не производит летательные аппараты, являясь авиакомпанией - вертолетным оператором. Однако компания модернизирует старые вертолеты под свои нужды. Так, в парке "Украинских вертолетов" есть 6 вертолетов-трансформеров, которые авиакомпания создала в сотрудничестве с украинскими и мировыми авиационными специалистами на базе платформы Ми-8МТВ.
В минувшем году на авиасалоне в британском Фарнборо "Украинские вертолеты" представили модернизированную воздушную скорую помощь на платформе вертолета Ми-8 (Ми-17). Трансформируемая версия салона воздушного судна позволяет экипажу перенастроить вертолет для спасения, транспортировки пассажиров и других задач, менее чем за 45 минут. Вертолет оснащен модернизированными двигателями производства Мотор Сич, что значительно улучшило его летные характеристики.