Тогда же Ми-8, которым командовал Владимир Шлюхарчук, «поймал» 74 пули, 24 из которых пробили кабину экипажа ...
- С КП передают, что «Саурку» снова накрывают. Есть раненые ...
- Слышу ... Говорят, машиной не довезут ... Надо двух раненых «вертушкой» забрать!
- Собираемся на вылет!
Вечером 7 августа 2014 экипаж Ми-8 под командованием Владимира Шлюхарчук вылетел на Саур-Могилу, хотя все и понимали, что перерывов между обстрелами там практически нет. И летчик в третьем поколении, ныне кавалер ордена «Народный Герой Украины» был настроен оптимистично. К тому же он надел свой оберег - защитный шлем отца - высококлассного авиатора. И счастливый кевларовый бронежилет кума-летчика. Правда, плита на спине мешала, поэтому летчик ее вытащил и положил перед собой. Вертолет прошел над украинскими позициями, «поздоровался» с нашими бойцами. «МиГ-29 сбили», - внезапно прозвучало в эфире. «Попробуем еще и летчика забрать», - решил Владимир.
Подлетев к нужной точке, летчики не заметили украинских бойцов.
- Что-то здесь не то. Давай правее 500, а то перепрыгнем через полосу, - сказал Дмитрий Арциленко, летчик-штурман экипажа.
«Возможно, наши где-то прячутся? Может из леса выбегут?»- мелькнула у командира вертолета мысль.
НЕ спрятались. В то время территорию уже захватили российские оккупанты. Когда вертолет завис в воздухе, его начали обстреливать из крупнокалиберных пулеметов. Ми-8 «поймал» 74 пули, 24 из которых пробили кабину экипажа ... Одна из пуль прошла через окно со стороны Владимира и ... попала в голову штурману Дмитрию. Еще несколько застряли в пластине, которую Владимир вытащил из бронежилета и положил перед собой. Другая пуля ударила в бронепластину, срикошетила и застряла в отцовском шлеме.
В вертолете отказал один из двигателей, появились пробоины в топливной системе, пропала связь. «Определенный запас есть, можно немного протянуть», - констатировал Владимир и все же вывел технику из-под обстрела и нашел площадку для посадки ... Только тогда он заметил, что рука не работает, нога не двигается - сухожилия перебиты, вокруг лужи крови. Чудом не потеряв сознание, Владимир успешно посадил вертолет. Сделав шаг на землю, мужчина тут же упал из-за резкой боли. Начал перевязывать ногу, и жгут порвался ... К раненому уже мчался БТР. Командир артиллеристов, которые базировались неподалеку оказал помощь летчику не хуже квалифицированного медика. После спаситель пристально посмотрел на вертолетчика.
- Вовка, ты?
- Ого! А ты что - артиллеристом стал?
- А то! Не волнуйся, сделаю все возможное! Я перед тобой в долгу!
Владимир вспоминает, как лет семь назад сдавал кровь для брата своего товарища. Тот мечтал стать летчиком, но имел искаженную перегородку носа. Во время операции нужно было переливание крови. Мужчина помог, но летчиком брат товарища так и не стал ... Но стал хорошим артиллеристом и спас Владимира.
В сети Интернет и сейчас не найдешь никаких подробностей случае - лишь «сухие» официальные сообщения. А тогда «окопное радио» разнесло информацию настолько быстро, что Владимиру даже не пришлось никому звонить. Говорит, все и так об этом знали. Очень переживал за штурмана Дмитрия, ведь у того совсем маленькая дочка, всего несколько месяцев, и борттехника, который также получил ранение. К сожалению, летчик-штурман умер через пять дней, так и не приходя в сознание. А вот борттехнику удалось восстановиться. В следующем году он снова попал под обстрел, уже в Краматорске, снова был ранен. Подлечился и сейчас летает.
- Решение, видимо, приходилось принимать за секунды? - спрашиваю вертолетчика.
- Скорее. Гораздо быстрее ... Мгновенно, на уровне инстинкта оценивается обстановка, принимается решение, сможет вертолет лететь дальше ... Так действует абсолютно каждый пилот.
Это была первая длительная ротация Владимира в район АТО. Мужчина тогда только вернулся из миротворческой миссии в Конго и сразу же - на фронт.
- Поразило, насколько выросло мастерство моих коллег. Все ребята, с которыми работал тогда, - настоящие герои. Они показывали, без преувеличения, высший пилотаж. Летчики могли ночью сесть на любую площадку, безразлично - подготовлена она или нет, вытащить раненых, максимально быстро и на минимальных высотах довезти их до госпиталя. Летали всегда разными маршрутами, чтобы не подвели. У нас и у других экипажей бывало до десяти вылетов в день. Забирали раненых и погибших, где это только было возможно. За все время я не слышал ни одного отказа, даже если враг был слишком близко. Доставляли продукты, воду, работали в режиме нон-стоп. На отдых оставалось по несколько часов в сутки.
Мужчина вспоминает, как ему передали пять погибших и дали вырванный из тетради лист с фамилиями.
- Спросил: «Кто есть кто?» Мне ответили, что не знают. Тела лежали под палящим солнцем в черных мешках уже не один день. Этот запах невозможно забыть. Он настолько едкий, не дает дышать, не то что лететь. Тогда я вспомнил, что дочь положила мне мазь «Звездочку» в карман фляги, где обычно хранят таблетки для обеззараживания воды. говорила:
«Возьми, понадобится, если комарики будут кусать». Вот эта «Звездочка» нас изрядно спасала. Мы мазали ею над губой, что позволяло дышать и вывозить ребят. Летчик вспоминает, как посадил вертолет в поле, где стояло подразделение территориальной обороны. Только приземлились, к Владимиру подбежали два бойца с зарплатными карточками.- Говорят мне: «Ты же будешь на большой земле, сними все деньги и купи нам кофе и сигарет». Они видели меня впервые, на карточках была немаленькая для них сумма ... Через несколько дней я таки попал к Днепру, приобрел им все, что просили. А вскоре удалось залететь к ним с пакетами. Вы даже не представляете, как они радовались.
Кажется, что об авиационных «приключениях» героя можно написать не одну книгу. Сегодня трудно представить, что после первого самостоятельного полета потомок высококлассных летчиков сначала сказал: «Авиация не для меня».
- Это был аэроклуб под Харьковом, где мы учились летать на вертолете Ми-2. Мне очень повезло с летчиком-инструктором - это был Николай Павлов, трижды чемпион Советского Союза. Помню, как я вышел из вертолета, выкрутил футболку от пота и резюмировал: «Нет! Не может быть, чтобы этой машиной можно было хоть как-то управлять. Она вообще неуправляемая! Пока не поздно, надо поменять профессию ». Но уже через несколько летных смен кардинально изменил мнение. Вы только представьте себе: ты запускаешь вертолет и все - выше тебя только звезды. Очень помогали и до сих пор помогают советы отца. Если что-то не получалось, мне всегда было к кому обратиться, у кого позаимствовать опыт.
Сейчас летчик готовит к самостоятельным полетам курсантов. Признается, что не все у них сразу получается, и случайных людей в авиации нет.
- У них еще все впереди. Убежден, что постепенно эти «зеленые» ребята станут настоящими асами, ибо у них глаза уже сейчас светятся.