06.07.17 
ImageВ этом году зенитные ракетные войска планируют провести около 120 командно-штабных, тактических учений и занятий. Состоятся также три тактические учения с боевой стрельбой.

Третьего июля свой профессиональный праздник отметили зенитные ракетные войска Воздушных Сил. Именно в этот день 1996 года в независимой Украине состоялось первое тактическое учение подразделений ЗРВ с боевой стрельбой.

  Сейчас в круглосуточном режиме боевое дежурство несут почти две с половиной тысячи военнослужащих зенитных ракетных войск по всей Украине. Бойцы готовы реагировать на любую агрессию с воздуха. Об участии ракетчиков в АТО, их боевом духе и профессиональной подготовке, а также состоянии вооружения и перспективах его развития газете «Народная армия» рассказал начальник зенитных ракетных войск Воздушных Сил ВС Украины генерал-майор Дмитрий Карпенко.

  - Дмитрий Владимирович, насколько хорошо мы защищены от нападения с воздуха?

  - На сегодняшний день - достаточно защищены. Хотя еще до войны на восточных территориях Украины не было ни одной военной части, способной в полной мере противостоять такому противнику, как Россия. С началом военных действий нам пришлось в срочном порядке перебрасывать подразделения противовоздушной обороны на восточные рубежи. За это время проделана большая работа: передислоцированы зенитные ракетные комплексы, обустроены новые позиции и места расположения личного состава, налажено логистику. Сейчас в районе проведения АТО находится мощная группировка ЗРВ, способная отразить массированную атаку авиации и крылатых ракет противника. Наши специалисты неоднократно доказывали свою эффективность и профессионализм. За три года боевых действий в Донбассе мы уничтожили 21 вражеский беспилотник.

  - Но борьба с БПЛА - далеко не главная задача ЗРВ. Некоторые из так называемых военных аналитиков критикуют ваши войска за использование ЗРК против беспилотников.

  - Да. И главным их аргументом является слишком высокая стоимость ракеты, чтобы тратить ее на такую ​​«несерьезную» цель. Хочу заверить, что все ликвидированные БПЛА врага несли серьезную угрозу для обороны Украины, ведь работали над стратегическими военными объектами. По менее опасным целям обычно работают зенитки.

  - Сегодня на вооружении ЗРВ находится техника, разработанная и изготовленная еще во времена Советского Союза. В каком состоянии сейчас наши средства ПВО?

  - На вооружении Воздушных Сил ВС Украины есть зенитные ракетные системы С-300 (ПТ, ПС, В1) и зенитные ракетные комплексы «Бук-М1». Вооружение действительно не новое. Изготовление некоторых образцов датируется еще 80-ми годами прошлого века. И в них заложен большой ресурс для дальнейших доработок и модернизаций. Поэтому только за последние три года мы вернули в боевой состав после заводского ремонта пять ЗРК. Эти комплексы были сокращены в течение 2007-2012 лет и все это время находились на базе хранения. Мы постоянно контролируем состояние нашего вооружения. Ежегодно проводим комплекс работ и испытаний, на основании чего принимаем решение о продлении ресурса. Мощности заводов позволяют восстанавливать по четыре ЗРК в год. Как результат - сегодня все комплексы, которые находятся в подразделениях и частях, способны выполнять задачи по назначению. Так наши комплексы производились не на территории Украины, была проблема с отдельной номенклатурой запчастей. Производство таких остродефицитных составляющих в течение последних двух лет налажено на предприятиях отечественного ОПК.

  - Если с этими устаревшими комплексами столько проблем, то не стоит отказаться от них и перейти на более современные образцы?

  - Чтобы эксплуатировать новые комплексы, надо их иметь. Закупка современных ЗРК за рубежом кардинально не решит проблему перевооружения зенитных ракетных войск. Во-первых, они много стоят, значит, мы не сможем сразу закупить необходимое количество. Во-вторых, этот рынок довольно закрытый, просто так нас туда не пустят. Поэтому основными путями решения проблемы перевооружения является разработка собственных ЗРК и глубокая модернизация имеющихся комплексов с заменой ракет на современные.

  - Что уже сделано в этом направлении?

- Следует отметить, что за последние годы зенитные ракетные войска Воздушных Сил действительно почувствовали финансовую поддержку государства. Несмотря на объективное старение нашей техники, начиная с 2014 года, совместными усилиями ремонтных предприятий Государственного концерна «Укроборонпром», Минобороны, Генштаба и ремонтных подразделений воинских частей ЗРВ удалось значительно повысить уровень исправности зенитного ракетного вооружения. На сегодня заводской ремонт прошли около 65% ЗРК С-300П и 20% «Бук-М1».

  Сделано и определенные шаги по обеспечению зенитного ракетного вооружения необходимым количеством запасных частей, особенно таких, которые не производились предприятиями Украины. В частности мы уже заменили ряд составляющих для «Буков» и «трехсоток» собственными. Сейчас наша оборонка работает над разработкой остальных остродефицитных составляющих, срок   замены которых уже истек или наступит в ближайшее время.

  Вместе с статистическим показателем уровня исправности ВВТ мы повышаем и боевые возможности зенитных ракетных войск путем поставки модернизированных и новых образцов радиолокационной техники. Отдельного внимания заслуживает новая, разработанная отечественным ОПК, автоматизированная система управления. Ее появление на вооружении способствовала существенному повышению боевого потенциала при условии устойчивого состава сил и средств ПВО. В разы повышена эффективность управления подразделениями, выросли показатели боеготовности. Новый комплекс средств АСУ ПВО предусмотрен для совершенно новых подходов к сбору, обработки информации и управления боевыми действиями. Оценка обстановки и необходимые вычисления выполняются так быстро и точно, что экипажам ЗРК нужно вдвое меньше времени, чтобы уничтожить воздушные цели. Кстати, одинаково эффективно АСУ может работать как с имеющимся ВВТ, так и с новейшими образцами, планируемыми к поставке на перспективу.

- Какими должны быть современные украинские разработки? Что нужно подразделениям ПВО?

- Расширение номенклатуры средств воздушного нападения, увеличение численности и расширение их возможностей заставляет нас существенно повысить уровень требований к средствам противовоздушной обороны. Нам нужно зенитное ракетное вооружение, способное противостоять перспективным средствам воздушного нападения во всем диапазоне высот и скоростей в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого воздействия противника. Это ЗРК малой дальности для поражения крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов, средств высокоточного оружия, самолетов тактической авиации и вертолетов с расстояния до 20 км и на высотах до 10 км, а также средней и большой дальности.

- А как повлияло АТО на подготовку личного состава ?

- С началом войны на Востоке страны отечественный оборонный бюджет значительно вырос, и мы можем себе позволить привлекать весь личный состав к полноценной боевой подготовке с выполнением практических боевых стрельб. Ежегодно интенсивность таких тренировок увеличивается. Так, в этом году планируем провести почти 120 командно-штабных, тактических учений и занятий. Состоятся также три тактические учения с боевой стрельбой. Даже подразделения, вооруженные стационарными комплексами С-300ПТ, восстановили практику исполнения мобильных действий. Только в 2017 году таких маршей осуществлено уже около десяти. В этом месяце на полигоне «Шабла» состоится совместные Болгарии и Украины учения подразделений ПВО с боевой стрельбой «Сэйбер Гардиан-2017». В рамках этого мероприятия мы стремимся не только достичь тактической совместимости с подразделениями противовоздушной обороны НАТО, но и выполнить практические стрельбы из ЗРК типа С-300. Также в этом году на Херсонщине будут проведены контрольные летные испытания зенитных управляемых ракет, где также пройдут тактические учения с боевой стрельбой подразделений, вооруженных ЗРК «Бук-М1».

И важным в нынешнем процессе боевой подготовки является то, что мы начали готовить зенитные ракетные подразделения к отражению серии массированных ударов противника с воздуха. Такое не практиковалось с 1992 года.