11.07.17 
Официальная позиция Государственного предприятия "Международный аэропорт "Борисполь" относительно одностороннего выхода авиакомпании Ryanair из переговорного процесса 

Аэропорт "Борисполь" является государственным коммерческим предприятием, полеты из которого осуществляет более 50 авиакомпаний. По результатам 2016 аэропорт получил чистую прибыль в размере около 1,5 млрд.грн, перечислил в государственный бюджет Украины дивиденды и налоги в размере 1,млрд. грн и перевез 8,65 млн. пассажиров.

Хабовая модель развития аэропорта утверждена Приказом Министерства инфраструктуры № 289 от 28.07.2015 года «Об утверждении Стратегического плана развития государственного предприятия "Международный аэропорт "Борисполь". Критическим элементом стратегии аэропорта является внедрение системы мотивации авиаперевозчиков, которая будет направлена на развитие новых направлений и трансферных авиаперевозок. Данная модель уже подтвердила свою экономическую эффективность, в результате чего аэропорт ежегодно увеличивает количество авиаперевозчиков, наращивает пассажиропоток и улучшает финансовые результаты. Соответствующая модель развития аэропорта утверждена также Указом Президента Украины от 4 сентября 2015 года.

В своей деятельности Директор аэропорта, который был избран на должность на конкурсной основе, руководствуется украинским законодательством, трудовым контрактом и Уставом предприятия. В связи с указанным предлагаем позицию государственного предприятия относительно одностороннего выхода из переговорного процесса авиакомпании Ryanair исключительно с позиции экономики и законодательства.

В начале переговорного процесса с авиакомпанией Ryanаir со стороны аэропорта "Борисполь" неоднократно был высказан ряд оговорок о невозможности удовлетворения в полном объеме их финансовых ожиданий в силу специфики украинского законодательства и конфликта модели лоу-кост аэропорта и хабового аэропорта, которым является "Борисполь".

С нашей стороны было высказано ряд конструктивных предложений и предприняты шаги навстречу авиакомпании Ryanair для возможности захода европейского лоукостера в центральный аэропорт страны. Попутно отметим, что практика захода Ryanair в центральный аэропорт не является традиционной для начала полетов соответствующей авиакомпании в других странах и подтверждается как анализом их карты полетов, так и неудачными переговорами накануне с другим киевским аэропортом.

В то же время, с нашей стороны:

1) для удовлетворения требований Ryanair сознательно уменьшена ставка пассажирского сбора с $ 17 до $ 13 для всех авиакомпаний, что означает для нас недополучение ежегодно 360 млн.грн. Ставка данного сбора устанавливается Приказом министерства инфраструктуры. Без соответствующего изменения получения ожидаемых Ryanair $ 7,5 за одного пассажира не могло произойти.

2) аэропортом "Борисполь" изменены с учетом ожиданий Ryanair нормы публичной оферты, которые установили 80% скидку от базового пассажирского сбора на новых направлениях полетов; также было закреплено направление «новым» для авиакомпании в течение 6 месяцев для невозможности возникновения манипуляций между авиаперевозчиками и попытками ними первыми "занять" маршрут и получить на нем 80% скидку (т.н. норма о 100 км).

3) нами неоднократно высказана позиция о том, что аэропорт согласен на соинвестирование в новое направление путем предоставления 80% скидки исключительно в случае гарантии со стороны авиакомпании по наращиванию пассажиропотока на данном направлении и увеличение географии полетов.

Именно по последнему пункту от начала переговорного процесса по стороны Ryanair происходило неприятие аргументов аэропорта. В частности, мы настаивали и продолжаем это делать, что полеты в Лондон не могут подпадать под действие 80% скидки, поскольку по этому направлению уже осуществляют полеты British Airlines и базовый перевозчик аэропорта - МАУ. Кроме того, аэропорт не сможет зафиксировать сбор для пассажиров авиакомпании Ryanair на уровне $ 7,5, поскольку он зависит именно от обеспечения и наращивания пассажиропотока на данном направлении. Такая позиция оказалась неприемлемой для представителей лоукостера. Мы официально заявляем о гарантиях пассажиропотока со стороны авиакомпании в размере 150 000 пассажиров, что составляет 1,5% планового пассажиропотока "Борисполя" в текущем году.

 

Учитывая то, что сегодня состоялось совещание у премьер-министра Украины, во время которого был подробно проработан ход переговоров; экономические и законодательные ограничения возможности заключения контракта с авиакомпанией; необходимость скорейшего утверждения Министерством инфраструктуры обновленной стратегии развития авиаотрасли, которая учла закрепления за "Борисполем" статуса хабового аэропорта и необходимость развития других украинских аэропортов, в том числе с привлечением лоукостов, считаем необходимым резюмировать события, которые произошли, и предоставить экономико-юридический анализ.

 

1) переговоры авиакомпании Ryanair и аэропорта "Борисполь" по финансовым вопросам были обречены с момента фиксации ставки в размере $ 7,5, которая отражена в Меморандуме между Министерством инфраструктуры и руководством авиакомпании. Данная ставка с хозяйствующим субъектом - аэропортом "Борисполь" - не была согласована на предмет экономической целесообразности, обоснованности и недискриминации других контрагентов аэропорта,

2) процесс заключения типового контракта на обслуживание авиакомпании в аэропорту "Борисполь" с чисто экономического процесса превратился в поле для политических дивидендов отдельных лиц;

3) мы официально утверждаем, что условия стимулирующей программы аэропорта "Борисполь" являются открытыми, публичными, транспарентными и такими, которыми могут воспользоваться все авиакомпании, которые заинтересованы в полетах из "Борисполя". Согласно условиям предоставления скидок аэропорт должен получить от авиакомпаний гарантию расширения географии полетов (новые рейсы) и наращивания пассажиропотока на соответствующих направлениях в течение льготного периода. Со своей стороны аэропорт "Борисполь" готов к любому аудиту переговорного процесса с авиакомпанией Ryanair на предмет экономической целесообразности , взвешенности позиции руководства аэропорта, юридической корректности и недискриминации других контрагентов аэропорта с позиции законодательства о защите экономической конкуренции. Кроме того, руководитель аэропорта публично заявляет о готовности нести ответственность за все решения, принятые в ходе переговорного процесса с авиакомпанией, и призывает перевести дальнейшие переговоры в плоскость экономики, а не политики.

С уважением, Пресс-служба ГП МА "Борисполь"