Между тем, как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники в Москве, покупка акций концерна рассматривается и будет проведена либо госбанком, либо госкомпанией. Косвенно эта информация подтверждается и из других источников. Как сообщил Интерфаксу представитель Федерального агентства по промышленности, уже на этой неделе запланирован визит представителей EADS в Россию для официальных переговоров, содержание которых не раскрывается.
О том, что европейский авиаконцерн представляет интерес для России, фактически говорил и Ястржембский. По его словам, российские компании должны иметь доступ к западным рынкам. «Это улица с двусторонним движением, – отметил Ястржембский. – Россия сотрудничает со странами ЕС в сфере авиастроения, и европейские страны участвуют в проектах, реализуемых в РФ. Но когда получается наоборот, возникает вопрос, почему россияне сюда идут, не хотят ли они получить контроль над top secret технологиями?»
До сих пор российская сторона старалась не проявлять на публике своего интереса к расширению участия в европейском авиаконцерне. Буквально на прошлой неделе Андрей Костин – глава ВТБ, который в прошлом году приобрел чуть более 5% акций EADS, заявил о том, что не планирует ни продавать свои бумаги, ни увеличивать свой пакет.
Отечественный авиапром, находящийся сегодня в упадке, пытается любыми способами остаться на плаву. При этом помимо собственного самолетостроения, включающего в том числе амбициозный проект среднемагистрального Sukhoi Super Jet-100 (SSJ), не исключается возможность «отверточной» сборки западных машин. По крайней мере глава МЭРТа Герман Греф в понедельник сообщил о том, что на форуме в Давосе уже вел переговоры «с президентом одной из крупных компаний» по этому поводу. «Они готовы нам полностью продать модель самолета вместе с заводом, технологией и документацией, и его можно будет начать производить в России», – отметил министр. По появившимся сообщениям, этим самолетом может стать канадский ближнемагистральный турбовинтовой лайнер Bombardier Q300.
Вместе с тем ни проект SSJ, ни «отверточная» сборка кардинально решить проблему не смогут, поэтому в понедельник вице-премьер Сергей Иванов предложил ввести запретительные таможенные пошлины на ввоз самолетов старше 10 лет. «Старая иностранная авиатехника валом валит на наш рынок, – заявил министр на совещании военно-промышленной комиссии, – бороться с этим практически невозможно, если мы не изменим правила игры». Учитывая, что средний возраст магистральных самолетов, по словам Иванова, составляет 18, а региональных – 30 лет, российские авиакомпании предпочитают покупать 10-летние западные машины, лишая заказов собственных производителей. Сегодня заградительная пошлина вместе с налогами на все импортные лайнеры составляет 40%, но согласно условиям по вступлению в ВТО в ближайшее время будет значительно снижена.
Впрочем, как отметили опрошенные «НГ» эксперты, пока еще не совсем ясно, к чему могут привести объявленные планы. По мнению аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, тот факт, что многие российские компании, в числе которых ВИМ-Авиа, КрасЭйр, «Сибирь» и т.д., в той или иной степени используют самолетный «секонд-хенд», секретом не является. «В то же время «Трансаэро» планирует проведение модернизации своего парка, и рост пошлин затронет данную авиакомпанию в меньшей степени, – отмечает эксперт. – Увеличение пошлин, безусловно, негативно отразится на рентабельности компаний, однако пока не обнародованы даже примерные тарифы, конкретные цифры называть преждевременно». В свою очередь, аналитик ФК «Уралсиб» Андрей Никитин отметил, что с большой долей уверенности можно предположить, что заградительные пошлины ударят прежде всего по небольшим региональным компаниям. «Крупные игроки – такие, как «Аэрофлот», от введения пошлин вряд ли пострадают, так как подержанных самолетов они в своем парке практически не имеют», – считает эксперт.
Источник: Независимая газета