В горячем споре вокруг субсидий в авиакосмическом секторе официально открыта новая глава: Минторг США встал на сторону Boeing, который обвинил канадскую Bombardier в продаже Delta Air Lines самолетов CSeries очень дешево (ниже себестоимости).
В результате, когда в апреле придет время ввозить воздушные суда (если это время придет), их обложат импортной пошлиной в 220%. Для установления пошлины предложение министерства должна поддержать Комиссия США по международной торговле (USITC), которая должна продемонстрировать, что планы Boeing продать Delta свои самолеты действительно оказались сорваны.
Впрочем, односторонние действия со стороны одного государства, в данном случае США, ничего не решат, пишет эксперт Йенс Флоттау в Aviation Week, так как другие страны могут пойти по тому же пути. Китай, например, может ввести пошлины на Boeing 737 и Airbus A320, Бразилия - против продукции Bombardier и т.д. Ядром всех этих конфликтных ситуаций будет господдержка, которую в той или иной степени получают многие производители. Возможна даже ситуация, что какой-нибудь лизингодатель с базой в Дублине переоформит на себя заказ Delta на CSeries и сдаст самолеты ей же в аренду.
Кроме того, решения о пошлинах сильно влияют на обширную цепочку поставщиков, которая не ограничена территорией лишь одной страны. Разбирательство между Boeing и Bombardier демонстрирует, что отрасль сильно нуждается во всеобъемлющем решении. Крупнейшие игроки и власти соответствующих государств должны вместе решить, какие объемы и формы господдержки считать приемлемыми.
Если USITC поддержит предложение Минторга США относительно тарифов, последствия для Bombardier могут быть фатальными. Вряд ли Delta Air Lines согласится принять воздушные суда. Более того, заказов на CSeries не будет и от других американских авиакомпаний, которым Bombardier рассчитывала поставить значительную часть новых лайнеров. Судьбоносное решение USITC, принятие которого ожидается в начале следующего года, должно содержать неопровержимое доказательство того, что коммерческим интересам Boeing нанесен ущерб.
С производителями и авиакомпаниями складывается одна и та же история: чувствуя себя ущемленными, игроки избирают тактику жалоб, однако истинной многосторонней полемики не ведется. Boeing с радостью принимает налоговые льготы, но утверждает, что канадская провинция не может инвестировать в отдельно взятую компанию. Delta критикует выплату Etihad Airways (ОАЭ) субсидий, но с готовностью покупает долю в китайской China Eastern Airlines, мажоритарная доля которой принадлежит государству. Разница только в том, что в первом случае речь идет о конкуренте, а во втором - о стратегическом партнере. Если выражаться терминами самой же Delta, масштабные субсидии получают обе авиакомпании. США стоит уже сейчас определить общие правила и уйти от практики торговых споров. Вмешательство государства в дело Delta Air Lines не станет решением - оно всего лишь будет свидетельствовать о наличии проблемы, отмечает Йенс Флоттау.