Более полувека в Виннице ремонтируют и модернизируют авиатехнику из Украины и зарубежья.
Ранее «Винницкий авиационный завод» работал как государственное предприятие, однако в 2011 году после банкротства и упадка, его взял под свое крыло ПАО «Мотор Сич».
Сегодня на предприятии несколько десятков летательных судов, большинство из которых долгое время под открытым небом стояли без присмотра, часть - на территории воинских частей.
Директор авиазавода Николай Трикозюк рассказывает , что на восстановление и модернизацию одного вертолета уходит около месяца. Дело не из легких.
«Сначала вертолет попадает в цех разборки. Там его полностью разбирают, оставляя только каркас. В основном он также нуждается в частичной замене металла, потому что долго стоял и просто «гнил» у эксплуатантов. Снимаем краску, проводим полный спектр дефектации. Затем техникой занимаются в ремонтных цехах. Там ее ремонтируют и модернизируют по всем требованиям и стандартам », - говорит чиновник.
Над «реанимацией» вертолета работает весь коллектив завода. Запчасти используют, как правило, отечественные. Самые дорогие элементы - двигатель и оборудование, изготавливают их в Запорожье на «Мотор Сич».
Авиатехнику на «Винницком авиационном» ремонтируют по заказу Министерства обороны и гражданских авиапредприятий. Бывают также клиенты, имеющие частные самолеты, вертолеты, но таких очень мало.
«Вертолеты, над которыми мы работали раньше, использовали для несения службы в МО Украины. Уже через месяц планируем поднять в воздух еще четыре судна, которые получают Вооруженные Силы Украины. Это модернизированные, совершенно новые наши украинские вертолеты Ми-2МСБ. Частных мало, потому что большинство хочет, чтобы ремонтировали даром, а так в настоящее время не бывает », - добавляет Николай Михайлович.
После сборного цеха вертолет или самолет транспортируют в малярной камеры со специальным температурным режимом и вентиляцией. Краски наносят по образцу и по стандартам. Финальный аккорд модернизации - испытание на летательной станции. Воздушные суда тестируют две группы летчиков и авиа специалистов.
Сегодня «Винницкий авиационный завод» имеет заказы на ремонт оборудования и агрегатов из Румынии и других стран.
Николай Трикозюк отмечает, что к началу войны на Востоке проводили ремонт техники из России, а сейчас только для Украины и стран Евросоюза.
ООО «ВиАЗ» располагается в бывших помещениях государственного предприятия. Они достаточно большие по площади, отапливать в зимний период дорого и нерационально. Поэтому на заводе монтируют вдвое меньше боксы, содержащие авиатехнику. Общество полностью отказалось от газа, установив твердотопливные котлы. Также отключили централизованное водоснабжение и пробурили собственную скважину.
«Понемногу расширяемся. Есть много вертолетов, которым можем дать вторую жизнь. Будут заказы, сделаем и их », - говорит Николай Трикозюк.