09.11.17 
ImageНедавно состоялся заключительный этап опытных испытаний вертолетов Ми-2 МСБ и Ми-8 МСБ, оснащенных комплексами неуправляемых ракет.

За последние три года украинская военная авиация существенно нарастила свой потенциал. Стало больше подготовленных пилотов, исправной техники и нового оружия. Надеюсь, что такая тенденция сохранится.

- Сегодня можно констатировать, что практическая часть испытаний вертолета Ми-2 МСБ, оснащенного неуправляемыми ракетами типа С-8, успешно завершена, - рассказывает заместитель главного конструктора ОАО «Мотор Сич» Леонид Пирогов.

- На финальной стадии - испытания вертолета Ми-8 МСБ с блоками Б13 для стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) типа С-13. Предварительные выводы представителей Государственного научно-испытательного центра Вооруженных Сил Украины положительные: техника работает штатно, заявленные характеристики подтверждено, замечаний к работе систем нет. Поэтому ждем окончательных результатов.

Как отметил Леонид Алексеевич, применение НАР с вертолетов Ми-2 в Украине выполнено впервые. Это стало возможным благодаря кардинальной модернизации вертолета от запорожских ученых и конструкторов. Правда, некоторые эксперты скептически относились к реализации такой идеи, ведь пуски ракет типа С-8 для этого вертолета - слишком большая нагрузка, на которую вертолет не рассчитан.

- Действительно, такие сомнения были у многих, - признается он. - К тому же как с российской стороны, так и со стороны некоторых украинских специалистов, в том числе военных. Впрочем мы уже привыкли к тому, что россияне традиционно скептически относятся ко всему, над чем работают украинские разработчики. А вот для отечественных экспертов среди пессимистов сегодняшние результаты стали приятной неожиданностью.

Всего за время испытаний было выполнено немало пусков. Как видим, балки, которые мы разработали, успешно выдержали все нагрузки, как, собственно, и сам вертолет.

Почему же на Ми-2 обратили свое внимание на ПАО «Мотор Сич»? По словам Леонида Пирогова, причин много:

- Это один из самых массовых вертолетов в мире. Их выпущено почти 5,5 тыс. единиц. Несколько сотен их есть и в Украине. Ми-2 - отличная машина для обучения курсантов, а также для подготовки пилотов. Несмотря на свои небольшие размеры, он является вполне «взрослым» вертолетом. Здесь все как на больших машинах, так же Ми-8 или, скажем, великаны Ми-26. Вот только обучение на нем в разы дешевле, чем на Ми-8. К тому же это неприхотливая техника неангарного хранения, которая может стоять под открытым небом в течение всего года. И стоит наш Ми-2 МСБ в разы меньше, если сравнивать его с западными аналогами, цена на которые достигает 30-40 млн долларов.

 

«Навесить» на Ми-2 МСБ новые ракеты конструкторы ОАО «Мотор Сич» смогли благодаря ряду собственных разработок. Среди них - комплект несущих ферм балочных держателях, блоки Б8В8МСБ, каждый на восемь неуправляемых авиационных ракет типа С-8, пусковое устройство, способное выполнять стрельбу в режимах по две, четыре и восемь ракет одновременно. Дополнительно в кабине установлено авиационный прицел.

 

Но если на недавних испытаниях вертолет были вооружены только неуправляемыми авиационными ракетами, то в перспективе разработчики планируют установить на него два крупнокалиберных пулемета, а также другое современное (в том числе управляемое) ракетное вооружение, сделав многоцелевой Ми-2 МСБ еще более универсальным.

 

- Еще один вертолет, который заслуживает внимания, это Ми-8 МСБ, - меняет тему заместитель генерального конструктора.

 

- Сейчас он так же завершил очередной этап испытаний, выполнив пуск неуправляемой авиационной ракетой С-13 с калибром 122 мм. Ранее ракеты этого класса в Украине не применяли ни с самолетов, ни, тем более, с вертолетов. Это достаточно мощное вооружение, которое существенно повысит уровень обороноспособности нашего государства.

 

В завершение разговора Леонид Алексеевич Пирогов опроверг некоторые высказывания так называемых российских экспертов по упадка украинской авиационной промышленности и одного из ее ключевых предприятий - ОАО «Мотор Сич» после разрыва отношений с предприятиями с РФ.

- Действительно, за последние несколько лет сотрудничество с РФ было свернуто, соответственно несколько уменьшился и рынок сбыта нашей продукции. Мы поставляем свою продукцию в 130 стран мира. И здесь мало что изменилось. Поэтому с потерей российских заказчиков ОАО «Мотор Сич» не претерпело существенных убытков. А по поводу загнивания ... В течение более 20 лет после распада СССР россияне покупали наши двигатели и за это время так и не смогли разработать им замену и наладить производство у себя.