05.02.07 

Самарский завод "Авиакор" в ближайшее время начнет производство иностранных самолетов. В частности, предусматривается изготовление по канадской лицензии турбовинтового самолета Bombardier Q300. Таким образом, это будет первым сборочным производством иностранных самолетов в России. Следует обратить внимание на то, что "Авиакор" принадлежит концерну Олега Дерипаски.

Этот шаг приведет к закрытию производства регионального грузопассажирского украино-российского самолета Ан-140, предназначенного для пассажирских и смешанных перевозок на расстояние до 3700 км. Эта машина корпоративно выпускалась предприятиями Ирана, России и Украины.

Примечательно, что о возможности заключения такой сделки впервые заявил на форуме в Давосе глава Минэкономразвития России Герман Греф. По его мнению, сегодня в России нет конкурентоспособных моделей самолетов, и казна не будет предоставлять российским авиапроизводителям какие бы то ни было льготы и финансировать заранее убыточные проекты. Греф уже заявил, что все необходимое для производства канадского самолета в нашей стране есть. Сам Дерипаска прокомментировал новую сделку так: турбовинтовые самолеты более эффективны с точки зрения расхода топлива и, следовательно, более перспективны с учетом постоянного роста цен на авиатопливо.

 И пока окрыленные неожиданно свалившимся на наши головы зарубежным хламом фанфароны уже громогласно заявляют, что в результате наша страна "сможет претендовать как минимум на треть мирового рынка турбовинтовых самолетов", канадцы поражаются такой невиданной удаче, неизвестно за какие деньги их постигшей. Правда, интересно все же узнать, каким образом 20-летнее старье сможет заполонить небо планеты? К сожалению, околоолигархические лизоблюды об этом умалчивают.

 Выяснилось, что переговоры о покупке нового самолета Дерипаска провел лично с президентом канадской компании Bombardier Пьером Бодуаном. И хотя пока официальное соглашение о сделке не подписано, но об этом говорят как об уже свершившемся факте.

 Интересно, что сделку ни председатель совета директоров завода Сергей Лихарев, ни представители управляющей заводом компании “Русские машины” комментировать не стали. О том, что российские авиаперевозчики нуждаются в новых самолетах, говорилось не раз. На днях об этом напомнил глава создающейся на базе государственных авиастроителей Объединенной авиастроительной корпорации вице-премьер Сергей Иванов. Но речь в его выступлении шла о производстве дальнемагистральных лайнеров. По словам многих аналитиков, в этом сегменте российская сторона неконкурентноспособна и вряд ли может чем-либо заинтересовать мировой рынок. Зато, по словам аналитиков рынка, в отношении локальных лайнеров положение более достойное для того же "Авиакора". Однако почему мы не стали самостоятельно разрабатывать новый лайнер – одному Дерипаске да Грефу известно.

 Что же это за новейшая модель, из-за которой Россия готова свернуть свою авиапромышленность? Как оказалось, Bombardier Q300 – 53-местный турбовинтовой самолет, выпускаемый аж с 1986 года! И за 20 лет было произведено 247 крылатых машин, то есть по одному самолету в месяц, тогда как другие модели производились десятками. Странно, но почему-то до Грефа и "алюминиевого олигарха" никто не мог до сегодняшнего дня разобраться в достоинствах канадского "бомбардировщика", который из-за своей убыточности готовился за древностью на свалку. Видимо, канадские защитники окружающей среды не могли позволить, чтобы "современная авиация" захламляла свалки американского континента, и странным образом она перекочевала в Россию.

 Понятное дело, что в музей сдавать эти летательные аппараты рановато, а для канадского неба – старовато. Как оказалось, Россия – удивительная страна, подбирающая то, что не нужно другим. И очевидно, за очень хорошие деньги. Однако некоторые уже поспешили заявить, что канадский утиль – "это достаточно популярная модель" и "из всей линейки региональных лайнеров по продажам ее превзошел лишь Bombardier Q100". Иными словами, один "Бомбардье" превзошел другой "Бомбардье". Других производителей демонстративно не увидели.

 Кое-кто уже даже поспешил заявить о том, что "подобная сделка будет для России прорывом" и что "ничего похожего в нашей стране еще не было". Понятное дело, что писать подобное о "металлоломе" 20-летней давности может либо очень наивный человек, либо откровенный профан или очередной представитель древнейшей профессии. Конечно, за хорошие деньги можно пропиарить даже древнейший летательный аппарат Отто Лилиенталя и расписать, что это вершина современного самолетостроения, но нужно же заботиться об интересах родной страны и иметь хоть какие-то остатки совести!

 По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, этот 20-летний лайнер – уже отработанная модель и компания спокойно может с ней расстаться. И если сделка состоится, для России это будет прорывом – похожих сделок в нашей стране еще не было. Однако в успехе Q300 российского выпуска Макиенко сомневается: "Рынок для турбовинтовых самолетов не однозначен, особенно на фоне снижения цен на нефть".

 Интересно, что каким-то образом интересы главноразвивающего российской экономики и одного из крупнейших олигархов неожиданно сошлись. И почему-то это произошло в Давосе. Кто-то скажет, что не мог же олигарх заключать невыгодную для себя сделку! Как известно, понятие "выгодности" весьма относительное. Например, подобную сделку могли заключить под давлением Запада. Как известно, многое в этом мире имеет свою цену, и кое у кого после нее карманы заметно округляются. Очевидно, уничтожение "нерентабельной" авиационной промышленности тоже может иметь известную цену, которую не против заплатить враги России. Кроме того, исчезновение российской гражданской авиации может повлечь и отрицательные последствия для производства военных самолетов, ведь, как известно, все в экономике взаимосвязано.

 Стоит также задаться еще одним вопросом. Как известно, Россия долгое время была одним из лидеров самолетостроения и лишь в ельцинские времена стала утрачивать свои позиции. Но что же мешает вложить деньги из того же Стабилизационного фонда в развитие нашей авиации? Греф не хочет тратить средства на убыточные модели и это похвально. Так давайте проведем конкурс среди ведущих производителей вроде Туполева, Ильюшина и Яковлева и будем давать деньги лишь тем, кто этого действительно достоин!

 Президент Путин и первый вице-премьер Медведев заявляли о необходимости организации инновационного производства, которое должно вывести Россию в ранг самых развитых держав. Отвечает ли покупка музейного "Бомбардье" взятому Президентом курсу? Сомнительно. И как бы нам не оказаться с такими министрами и предпринимателями вовсе без авиации.

 Сергей Балмасов

Источник: www.newsinfo.ru