23.11.17 
ImageТочный прогноз имеет большое значение не только для Воздушных Сил. Военные метеорологи осуществляют соответствующие расчеты и для сухопутных подразделений при планировании некоторых наземных операций

 

Если для рядового гражданина прогноз погоды - только напоминание взять зонтик, то для военных это то же, что и разведданные. Особенно когда речь идет об авиации. Ведь для успешного и безопасного выполнения задач военным летчикам надо знать все погодные нюансы. И чаще всего - с раскладкой по часам

 

- На безопасность полетов авиации влияют различные погодные факторы: грозы, осадки, ветры, туманы, низкая облачность. Чтобы своевременно предусмотреть эти и другие опасные атмосферные явления, метеоподразделения Воздушных Сил круглосуточно дежурят на всех военных аэродромах. В режиме 24/7 они собирают информацию о фактической и прогнозируемой метеорологической обстановке, на основании которой командиры авиационных подразделений определяют, какие экипажи отправлять на задание, на которых летать воздушных эшелонах, в какое время суток, где обходить опасные погодные явления, - рассказывает начальник метеорологической службы штаба Командования Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины полковник Игорь Мельник.

 

В своих прогнозах военные метеорологи не употребляют такие понятия, как, например, «возможен туман» или «без существенных осадков». Они обязаны давать конкретную информацию: какова вероятность того или иного погодного явления в определенный период времени. В частности, какой будет нижняя граница облаков и видимость. Ведь от этого зависит, сможет ли экипаж самолета безопасно осуществить посадку на определенном аэродроме.

 

К тому же оправданность прогнозов погоды во время метеорологического обеспечения полетов аэродромными метеоподразделениями составляет практически 100%. А суточные прогнозы по территории базирования - от 87 до 93%.

 

В метеорологической службе вида объясняют, что только фактических данных погоды и прогностических карт мало для точного прогноза. Их еще надо грамотно интерпретировать и анализировать. И здесь многое зависит от навыков и опыта специалиста. Ведь прогностические модели и численные методы могут по-разному трактовать развитие тех или иных синоптических процессов.

 

В общем точный прогноз имеет большое значение не только для Воздушных Сил, но и для других родов войск. На их действия в условиях войны влияет не только тактика и стратегия, но и природные явления.

 

- Хотя танки и не боятся грязи, однако из-за внезапного тумана экипажи могут потерять ориентацию на местности и попасть под огонь противника, а колонна военной техники, которая шла на усиление, застрянет на полпути. То есть в результате погодных условий непосредственно перед началом боевых действий могут меняться тактика и состав сил и средств. На Востоке Украины наши специалисты работали не только с авиацией. Мы делали соответствующие расчеты и для сухопутных подразделений при планировании некоторых наземных операций. В частности, помогали артиллеристам, для которых метеорологические данные очень важны. Ведь атмосферные условия, а это ветер, температура, плотность и влажность воздуха вдоль траектории полета снарядов или ракет, влияющих на точность, - говорит офицер.

 

Сейчас у военных метеорологов  постепенно обновляются как технические, так и программные средства. В этом году на военных аэродромах удалось установить четыре новых анемометра (приборы, измеряющие скорость и направление приземного ветра). А вот на кафедре военной подготовки Одесского государственного экологического университета разработали прогностическую модель, которую уже в этом году военные начнут тестировать.

 

- В планах - установка на военных аэродромах современных автоматизированных авиационных метеорологических комплексов. Они ускоряют процесс сбора и обработки информации, поступающей от первичных преобразователей метеовеличин: направления и скорости ветра, метеорологической дальности видимости, высоты нижней границы облаков, атмосферного давления, температуры и относительной влажности воздуха и др. Мы имели две такие станции, которые доказали свою эффективность. Однако после аннексии Крыма осталась всего одна. Такой комплекс достаточно дорогостоящий. Его цена колеблется от 3,5 до 4 500 000 грн. Как скоро мы удовлетворим нашу потребность в десяти таких комплексах, зависит от ритмичности финансирования, - рассказывает полковник Игорь Мельник.

 

Также, по словам военных, за последние годы удалось изменить подходы к метеообеспечению перелетов.

 

- Последние международные учения показали, что мы движемся в правильном направлении, - комментирует Игорь Мельник. - Благодаря переходу на общепринятый формат предоставления метеоинформации мы можем даже без слов объясниться с представителями любой страны. Например, во время практической фазы учений Rapid Trident-2017 американские экипажи С-130J «Геркулес» в ответ на запрос о метеоконсультации вместо погодных бюллетеней советского образца, заполненных на украинском языке, получали документацию на понятном для них «метеорологическом языке». То есть сегодня мы практически завершили переход от советской к современной системе метеообеспечения перелетов как в Украине , так и за ее пределами по требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) и в соответствии со стандартами НАТО.