Украина продолжает развивать авиасообщение со странами Персидского залива.
В частности, в ноябре Кабинет министров одобрил проект соглашения с Бахрейном о воздушном сообщении. В случае подписания соглашения и вступления его в силу авиакомпании Украины и Бахрейна смогут летать в любые пункты назначения между этими государствами. По сути, из ограничений указано то, что авиавластями самостоятельно будет устанавливаться частотность полетов, - скорее всего, путем обмена письмами или протоколами встреч.
Коммерческий директор компании "Нью Системс АМ" (оператор харьковского аэропорта) по авиационной деятельности Владислав Ильин отмечает, что Бахрейн никогда не был связан с Украиной регулярными рейсами. "Отсутствие прямого регулярного авиасообщения также подтверждает слабые экономические и политических связи наших стран. Однако подписание соглашения об авиасообщении с этой страной может стать толчком к открытию регулярных рейсов. Но в ближайшее время этого ожидать не стоит", - считает он.
Эксперт авиарынка Украины Сергей Хижняк считает, что для открытия ежедневных рейсов прямого пассажиропотока между Украиной и Бахрейном нет. "Но авиакомпания "Международные авиалинии Украины" может попробовать возить транзитных пассажиров из Бахрейна в Борисполь и дальше, в Европу. Открыть рейсы в Киев может и другая сторона, а именно авиакомпания Бахрейна Gulf Air, для получения транзитных пассажиров из Украины на свои азиатские рейсы", - считает Хижняк.
Планируемое подписание соглашения с Бахрейном - это не единственное событие в авиационных отношениях между Украиной и странами Персидского залива. Правда, эксперты не связывают между собой все эти случаи. В августе по маршруту Доха (Катар) - Киев начала выполнять ежедневные рейсы авиакомпания Qatar Airways. Мало того, с декабря она планирует удвоить частотность полетов. Не желая уступать пассажиров на этом маршруте, "Международные авиалинии Украины" обратились в Госавиаслужбу с просьбой выдать им права на выполнение рейсов в Катар два раза в день. В конце октября комиссия по рассмотрению вопросов относительно прав на эксплуатацию воздушных линий, которая работает в Госавиаслужбе, рекомендовала председателю ведомства выдать МАУ эти права. Пока крупнейший украинский авиаперевозчик не сообщал официально о том, когда он начнет выполнять рейсы по этому маршруту.
Бывший председатель Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк в комментарии ATO.ru объясняет выход на Украину Qatar Airways в первую очередь не ростом привлекательности украинского рынка, а вынужденной мерой, после того как с Катаром прервали воздушное сообщение соседние страны и возникла срочная необходимость найти работу для более чем двух десятков самолетов. "При этом в трафике из Украины пассажиры, которые летят непосредственно в Катар, вряд ли занимают больше 10%. Большинство клиентов Qatar Airways из Украины - это транзитный поток в Индию, Австралию и Юго-Восточную Азию. К примеру, часть транзитных пассажиров из Украины они заберут у других хабов Персидского залива (Шарджи и Дубая), а также у Turkish Airlines", - считает Антонюк.
Ильин думает, что решение Qatar Airways запустить рейсы в Киев было весьма успешным, ведь уже в декабре частота рейсов Киев-Доха удваивается до двух в день. "Также правительство Катара активно работает над развитием туризма - например, предоставляет бесплатные экскурсии и проживание в комфортабельных отелях для пассажиров, следующих длительными стыковочными рейсами через Доху", - отмечает он.
Кроме того, в начале ноября Украина и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) подписали меморандум о введении безвизового режима между странами. Соглашение вступит в силу в декабре этого года. Сейчас стоимость визы для украинцев достигает 80-104 долл., что является сдерживающим фактором для многих туристов.
Как отмечает Ильин, правительство ОАЭ активно работает над развитием туризма. "Украина постоянно находится в списке стран, откуда ОАЭ планируют наращивать поток путешественников. Отменяя визы, правительство ОАЭ рассчитывает на еще большее увеличение туристического потока из нашей страны. Отмена виз однозначно увеличит привлекательность данного государства как туристического направления, - считает он. - Со своей стороны Украина, отменяя визы для граждан ОАЭ, рассчитывает на привлечение как туристического потока, так и потенциальных бизнес-пассажиров, которые могут стать инвесторами в украинскую экономику".
Кроме того, время от времени на украинском авиарынке появляется информация о том, что некоторые местные авиакомпании рассматривают возможность начала полетов в другие страны Персидского региона, в частности в Кувейт. Но пока это не приобрело сколько-нибудь значимых реальных очертаний.