05.12.17 
ImageВ Воздушных Силах ВС Украины продолжается работа над Дорожной картой по приведению вида к стандартам НАТО. Среди комплекса задач на ближайшие несколько лет - постепенное переоборудование всех базовых и оперативных аэродромов Воздушных Сил ВС Украины в соответствии с требованиями ICAO (International Civil Aviation Organization). Собственно, эти международные правила, которыми руководствуются государства во всех аспектах деятельности гражданской авиации, легли в основу стандартов, введенных странами - членами Альянса и в отношении военных аэродромов

 

Способны ли отечественные авиаторы в полной мере осилить эти задачи? Достаточно  ли средств выделит государство на их реализацию? Сегодня в командовании вида эти вопросы беспокоят многих, ведь аэродромы, на содержание которых до недавнего времени выделялось не более 10% от потребности, могут стать настоящим камнем преткновения на этом тернистом пути.

В общем адаптация отечественных аэродромов к западным стандартам - задача комплексная. Она предусматривает обновление искусственного покрытия, оснащение современными радиолокационными и навигационными средствами, средствами связи и светотехническим оборудованием, нанесение соответствующей разметки, внедрение принципиально иного уровня безопасности и многое другое. Но особое внимание хотелось бы обратить именно на искусственное покрытие аэродрома, как на одну из самых проблемных составляющих.

 

- Сегодня в Воздушных Силах более двух десятков аэродромов, которые строились не менее 50 лет назад, - говорит начальник инженерно-аэродромного управления логистики Командования Воздушных Сил ВСУ полковник Павел Яворский. - Почти половина из них имеет покрытие из аэродромных плит, средний срок эксплуатации которых не должен превышать 12 лет. Остальные аэродромы - с армобетонным покрытием. Оно более долговечно, но тоже имеет временные ограничения на срок до 20 лет. За годы независимости Украины покрытие всех аэродромов нужно было бы заменить. Нашим специалистам приходится демонстрировать настоящие чудеса изобретательности, чтобы содержать их в рабочем состоянии. Если же говорить о сегодняшнем дне, то для капитального ремонта искусственных аэродромных покрытий только на одном аэродроме нужно более 500 млн. грн. Но не решив этот вопрос, мы не сможем двигаться дальше.

 

Помочь украинским военным во внедрении стандартов НАТО готовы и зарубежные партнеры. Так, в июле 2015 года с целью проведения совместных мероприятий представителями США было осмотрено аэродромы Кульбакино и Староконстантинов (скорее всего, именно там начнутся соответствующие работы). Как впоследствии отметили в своих отчетах заокеанские эксперты, наши аэродромы требуют серьезных доработок, а дальше идет большой список выявленных недостатков, которые, по их мнению, значительно затрудняют проведение совместных мероприятий.

 

Сейчас вся помощь западных партнеров ограничивается консультациями. Вопрос, что именно и сколько нужно украинской стороне, пока находится на стадии изучения нашими специалистами, хотя представители Альянса не раз заявляли о том, что готовы помочь Украине не только словом.

 

- Для того, чтобы обустроить наши аэродромы по стандартам НАТО, необходимо, по крайней мере, их понимать, - объясняет заместитель начальника инженерно-аэродромного управления полковник Виталий Застава. - Соответствующие нормативные документы мы получили фактически недавно, сейчас их детально прорабатываем. Кроме того, в командовании Воздушных Сил ВСУ создана рабочая группа по взаимодействию с представителями НАТО. В ее состав включены и сотрудники нашего управления. Эти специалисты смогут непосредственно изучить зарубежный опыт и подготовить детальный план первоочередных мероприятий, и уже после этого можно будет говорить о том, сколько средств и на какие работы следует спланировать. Но, понятно, что эта задача на длительную перспективу.

 

Как отметили в инженерно-аэродромном управлении, в 2018 ожидается поступление почти 90 млн. грн. На эти средства планируется, в частности, завершить подготовку одного из военных аэродромов, куда будет перебазирована бригада тактической авиации, которая была передислоцирована из оккупированного Крыма. Сейчас там ведутся работы по подготовке жилищно-казарменного фонда и проводится ремонт некоторых технических помещений.

 

Кстати, на следующий год запланированы совместные учения «Чистое небо-2018», в которых примут участие американские пилоты из 144-го истребительного крыла Воздушных Сил Национальной гвардии штата Калифорния. По предварительным данным, американские F-15 будут базироваться на одном из наших аэродромов, поэтому в инженерно-аэродромном управлении уже сейчас работают над тем, чтобы не только украинское небо, но и отечественная аэродромная сеть обеспечила гостеприимный прием американских пилотов.

Напомним, в 2016 два инженерные батальоны осуществили текущий ремонт девяти аэродромов, восстановили три грунтовые взлетно-посадочные полосы, построили два полевых аэродрома.