Корреспондент «Думской» побывал на прошедшей под Одессой демонстрации возможностей новейших одесских беспилотников и на предприятии, где их производят.
Летное поле Гидропорта. Мужчина в одежде стиля милитари разгоняется и резким движением руки выбрасывает в воздух небольшой, примерно метр в длину, самолет. Беспилотник (точнее, дистанционно управляемый летательный аппарат) резко набирает высоту, делает вираж на фоне двухэтажных домиков и уходит в безоблачное небо. Уже через пару секунд серебристая точка полностью растворяется в лазури неба.
Не присутствуй на поле группа военнослужащих в униформе с нарукавными знаками морской пехоты, это походило бы на соревнования любителей авиамоделизма. На самом деле, в Гидропорту проходит презентация новейшей разработки одесского завода «Спайтек» - беспилотного летательного аппарата тактического класса Sparrow LE.
Дрону принадлежат сразу три действующих рекорда Украины: по высоте, продолжительности и дальности полета. Самолет легко поднимается на пятикилометровую высоту и может слетать из Одессы в Николаев и обратно. И не просто слетать, а записывая и передавая на стационарную базу данные с обычной и тепловизионной камер, установленных на фюзеляже. При этом стоимость одесского аппарата на порядок ниже европейских аналогов. В случае положительного решения военной комиссии Sparrow LE поступит на вооружение украинской армии и будет выполнять боевые задачи в зоне боевых действий на востоке страны.
Морпехи обступили небольшой ноутбук, при помощи которого оператор и по совместительству главный конструктор дрона Андрей Липовый управляет своим творением. Управление чем-то напоминает компьютерную игру: нажимаешь на клавиши, и крылатая машина моментально реагирует - меняет высоту и курс, начинает и останавливает запись и передачу информации. Внизу проносятся села Межлиманья. На экране без труда можно разглядеть даже плитку во дворах.
«Дрон работает на специальной радиочастоте, а сама передача данных защищена от взлома, - рассказывает конструктор. - Единственное, что может сделать противник, а у России на данный момент самый эффективный в мире комплекс радиоэлектронной борьбы, - это заглушить нашу частоту». Но даже после этого, говорит Андрей, Sparrow LE продолжит на автопилоте выполнять задание, а потом вернется в заданную точку.
Ноу-хау компании - дополнительный дистанционный видеотерминал, который может принимать информацию с дрона на расстоянии в два километра. Разработчики считают, что этот модуль будет полезен разведывательным группам, совершающим рейды по вражескому тылу. Запущенный с нашей территории дрон будет сопровождать бойцов, оказывая им информационную поддержку.
Артем Холодкевич, начальник артиллерии N-ского батальона морской пехоты ВМСУ, остался доволен выступлением беспилотника. По словам морпеха, главное преимущество дрона - продолжительность полета и расстояние, которое он может преодолеть.
«Я работал и с «Лелекой» и с DJi, - говорит офицер. - Одесский комплекс лучше. За три с половиной часа он может выполнить сразу несколько боевых задач».
MADE IN МОЛДАВАНКА
Беспилотники производят в самом центре одесской Молдаванки, на Картамышевской. Производство такое же компактное, как и сами изделия. Нет здесь огромных ангаров, аэродинамических труб и инженерных кульманов. Все проектирование, от создания 3D-моделей до проверки аэродинамических свойств летательного аппарата, проводится на компьютере. Отдельное помещение занимают программисты, создающие «мозги» дрона.
Сейчас здесь собирают другое детище одесситов - малыша Sparrow (без «LE»), который уже год несет службу в зоне АТО и помогает Вооруженным силам контролировать неприятеля. За свою простую форму, легкость в управлении и поразительную конструктивную выносливость «воробушек» получил прозвище «летающая лопата». Весь комплект, включая защищенный военный ноутбук и антенну, весит 17 кг, а для работы с ним нужны два человека. При этом трехкилограммовый самолет может находится в воздухе полтора часа и летать со скоростью 100 км в час. Любопытен способ взлета Sparrow. Его отправляют в боевой вылет, как в известной игре «Angry Birds», из резиновой катапульты.
На производственном участке работают меньше десяти человек. Есть среди них и девушки. Вот, скажем, Анастасия Шишкова. Она закройщица. По специальным шаблонам Анастасия вырезает из специальных тканей детали и отдает их корпусникам. По признанию девушки, она никогда не думала, что ее работа будет связана с авиацией.
«Очень хочу научиться управлять нашим дроном. Начальство не против, но никак не могу найти времени на это», - рассказала Анастасия.
Трое мужчин в спецодежде и респираторах создают корпус воздушного судна. В специальный оттиск слой за слоем укладываются материалы: пенопласт, стеклоткань и особые сорта кевлара. В итоге получается сэндвичная конструкция толщиной порядка 2-3 мм. Двум пустотелым половинкам дают высохнуть, склеивают и нашпиговывают получившийся корпус начинкой - в специальные пазы укладываются силовая установка, сервоприводы, электроника. 70% комплектующих одесского дрона произведено в Украине.
По словам директора «Спайтека» Вадима Болты, самым сложным оказалось привести изделия к военному уровню защиты и работоспособности.
«Мы принципиально не брали прототип, делали его с нуля, - рассказывает руководитель. - Технически придумать летающий аппарат было несложно. В конце концов, бытовые дроны продаются сейчас в детских магазинах как игрушки. Гораздо сложнее было сделать такой самолет, который будет прост и надежен, как военная техника. Это и качество оптико-электронной разведки, и шифрованные каналы передачи информации, и удобство обращения и обучения личного состава».
Один из ключевых элементов - это программное обеспечение.
«Сейчас наши программисты работают над алгоритмом, который позволит дрону самому идентифицировать необходимый и потенциально опасный объект, - рассказывает Вадим Болта. - А еще мы научим свои аппараты выполнять задания без привязки к спутникам GPS. Они будут пользоваться другими алгоритмами, например оптическими, самостоятельно прокладывая себе путь на местности».
По словам управляющего «Спайтеком» Павла Грозова, мощностей одесского предприятия достаточно, чтобы покрыть все потребности ВСУ в разведывательных летательных аппаратах.
«К сожалению, пока не все части на передке укомплектованы такой техникой. А она жизненно важна. Сейчас сложно представить себе армию без беспилотников. Это увеличивает возможности и, самое главное, спасает жизни наших защитников, - рассказал Грозов. - Наше производство легко масштабируется, в течение нескольких месяцев мы можем перейти на производство любого количества машин».