31.12.17 
ImageИздание LIGA.net выбрало 10 главных итогов уходящего года на украинском авиационном рынке.

Борисполь платит за полеты украинцев 

В 2017 году Мининфраструктуры существенно либерализировало систему сборов в аэропорту Борисполь. Изначально, масштабную программу скидок авиакомпаниям на обслуживание пассажиров затеяли ради прихода Ryanair по инициативе Мининфраструктуры. Дело в том, что ирландцы были согласны летать в Борисполь, если плата за обслуживание одного пассажира не будет превышать $7,5. Показатель Борисполя на тот момент - $17. Приказ МИУ изменил ситуацию. Правда не для Ryanair, который так и не начал полеты. Выиграли уже представленные в аэропорту авиаперевозчики. Экономит и МАУ Игоря Коломойского.

Главное новшество - снижение базовой ставки сбора за обслуживание пассажиров международных рейсов на 25% - с $17 за каждого отправленного пассажира до $13. Помимо этого, аэропорт Борисполь предложил авиакомпаниям новую систему понижающих коэффициентов к базовой ставке пассажирского сбора и сбора за взлет-посадку. Размер скидки может достигать 80%. Таким образом плата за обслуживание одного пассажира в аэропорту Борисполь снижена как минимум на $4, а с учетом 80-процентной скидки может увеличиваться в зависимости от авиакомпании, ее сети полет и пассажиропотока.

Снижение сборов в Борисполе, который генерирует более 80% всего украинского пассажиропотока, стало одним из факторов появления в Украине новых авиакомпаний.

Лучшая авиакомпания мира теперь в  Украине

По словам коммерческого директора Qatar Airways Эхаба Амина, переговоры о выходе на украинский рынок продолжались с 2014 года, но договориться получилось только в 2017. 

Лучшая авиакомпания мира по версии британской исследовательской компании Skytrax начала свою работу в Украине с выполнения ежедневного рейса из Киева в Доху(старт полетов - 23 августа 2017 года). С 14 декабря, из-за большого спроса, перевозчик удвоил количество рейсов. 

По данным Qatar на первый рейс из Киева в Доху было выкуплено 100% мест, из них 96% - украинскими туристами. Сейчас компания летает только из Киева и рассматривает возможность выполнять рейсы и из других украинских городов.

Гостомель - неудавшийся лоукост-хаб

  После провальных переговоров Ryanair с аэропортом Борисполь о начале полетов в Украину, Владимир Гройсман придумал, как ему казалось, компромиссное для всех решение, предложив ирландскому лоукостеру летать в Гостомель. В частности, премьер-министр поручил создать базу для лоукостов в Гостомеле, который в будущем станет альтернативой Борисполю и Жулянам. Примечательно, что впервые такую идею озвучил глава Борисполя Павел Рябикин в конце марта 2017 года, когда Ryanair уже запустил продажи билетов в Борисполь. Он объяснил свое предложение тем, что привлечение бюджетных перевозчиков и развитие хаба в Борисполе ведут к внутреннему конфликту в аэропорту. Теперь же Ryanair предлагали в течение года выполнять полеты из Борисполя или Жулян с последующим переводом на гостомельский аэродром. 

Сейчас аэропорт Гостомель находится в управлении ГП Антонов и используется для обслуживания грузовых самолетов, а также для проведения летных испытаний. Антонов публично поддержал идею создание лоукост-хаба в Гостомеле. Еще в июле была создана рабочая группа по подготовке бизнес-плана по использованию аэродрома Гостомель для обслуживания лоукост-авиакомпаний, но результатов ее работы нет. 

Судя по последним заявлениям министра Владимира Омеляна, Ryanair не рассматривает Гостомель в качестве возможного аэропорта базирования в Украине и продолжает переговоры с Борисполем. 

Банкротство Днеправиа

Весной 2017 года государство провело атаку на один из основных авиационных активов бизнесмена Игоря Коломойского - авиакомпанию Днеправиа. В марте хозсуд Днепропетровской области обязал списать в пользу государства 94,572% акций Днеправиа. Вместе с ней в госсобственность должны вернуться о основные активы авиакомпании - взлетно-посадочная полоса и аэропорт Днепра. Причина - невыполнение покупателем (компания Галтера, которая владеет перевозчиком в интересах Игоря Коломойского) инвестиционных обязательств, которые тот взял на себя в ходе приватизации перевозчика летом 2009-го. Таким образом, вслед за ПриватБанком государству может перейти еще один актив, который принято ассоциировать с группой Приват. 

Пока Днеправиа пытается опротестовать свою национализацию, другая авиакомпания из сферы влияния Игоря Коломойского - Роза Ветров - переоформила на себя разрешения Днеправиа на обслуживание регулярных направлений. Также, согласно даннымгосреестра гражданских воздушных судов Украины, к ноябрю 2017 Роза Ветров перерегистрировала на себя весь флот Днеправиа (7 самолетов).  

В ноябре 2017 суд начал банкротство Днеправиа по иску Укртатнафты (в октябре 2007 года оперативный контроль над Укртатнафтой установила группа Приват Игоря Коломойского.- Ред.). Предлогом для запуска процедуры банкротства стал долг авиакомпании за авиатопливо Кременчугского НПЗ (163,3 млн грн без учета пени и штрафов). Свою задолженность Днеправиа признала, и решение суда о его подтверждении не оспаривала. 

В ноябре суд признал требования Укртатнафты, назначив предварительное заседание на 17 января 2018 года. 

В конце ноября в рамках процедуры банкротства инициированного Укртатнафтой, два крупных кредитора Днеправиа обратились в суд с заявление о признании требований на сумму 823 млн (компания Альянс партнер груп) и 545 млн гривен (ООО Галтера). Также  свои требования в дело о банкротстве авиакомпании включил государственный Приватбанк (на 444 млн грн по кредиту 2014 года). 

МАУ - лоукост

В 2017 году крупнейший украинский авиаперевозчик МАУ внедрил на своих рейсах лоукост-тарифы. "Публичная оферта Борисполя и приказ Мининфраструктуры по снижению сборов очень позитивно сказались на нашей ценовой политике. Если ценовые предложения раньше у нас позиционировались как акции, то сейчас это норма. Лоукост-тарифы мы поддерживаем на постоянной основе. Чаще и чаще проводим распродажи", - сказал в интервью LIGA.net совладелец МАУ Арон Майберг.

По правилам новой программы, цена на внутренние рейсы в одну сторону (при покупке за 10 месяцев) стартует от 249 грн, на международные длительностью до двух часов - от 587 грн, международные до трех час - от 822 грн, международные более трех час - от 1087 грн. По словам президента МАУ Юрия Мирошникова, по таким ценам продается 7-10% мест на рейсах МАУ - это около 500 000 билетов в год. 

При покупке билета за полгода до рейса цена на внутренние рейсы в одну сторону начинается от 769 грн, на международные длительностью до двух часов - от 1299 грн, международные до трех час - от 1564 грн, международные более трех час - от 1830 грн.

Цены не включают перевозку багажа, питания, выбор места в салоне и других услуг. За них нужно доплатить. По подсчетам МАУ, разница между лоукост-ценой на международном рейсе и базовой (концепции смарт) - около $100 при заказе за 8 месяцев.

Мирошников отмечал, что несмотря на введение лоукост-тарифов, МАУ остается сетевой авиакомпанией и будет и дальше развиваться как гибридная авиакомпания, которая использует элементы лоукост и традиционной авиакомпаний. 

 

Антонов с новым директором, но без заказов

В середине августа, госконцерн Укроборонпром объявил об отставке президента ГП Антонов Александра Коцюбы. В этот же день исполняющим обязанности президента ГП Антонов назначен 52-летний экс-директор Харьковского авиазавода Александр Кривоконь.

В середине нулевых Кривоконь считался управленцем Александра Ярославского. Он успел поработать на двух предприятиях, которые контролировал харьковский бизнесмен: Черниговском химволокне и Харьковском тракторном заводе. На ХТЗ в должности гендиректора, а потом - президента.

 

Позже Рябоконь работал на Южмаше, Заводе им. Малышева и Горных машинах (сейчас - Corum group), которая входит в  СКМ Рината Ахметова. Перед приходом на Антонов Рябоконь был гендиректором Харьковского государственного авиационного производствен­ного предприятия (ХГАПП).

 

С приходом нового руководителя ситуация с новыми заказами на Антонове не изменилась. Компания в 2016 году не выпустила ни одного самолета. Эта тенденция продолжилась в 2017 году. В актив авиагиганта можно занести производство самолета-демонстратора Ан-132D для Саудовской Аравией. Международная премьера состоялась на авиасалоне в Ле-Бурже-2017. Сейчас Антонов совместно с Taqnia Aeronautics разрабатывают серийный образец. Следующие шаги: получение сертификата на самолет (это позволит начать продажи самолета по всему миру) и запуск серийной линии в Киеве и начало строительства завода в Саудовской Аравии.

Национальный лоукост SkyUp

14 декабря, в киевском отеле InterContinental презентовали новую украинскую авиакомпанию - SkyUp, дочернюю компанию туроператора Join Up. Слухи о новом конкуренте МАУ курсировали с весны 2017 года. Министр инфраструктуры Владимир Омелян тогда заявлял, что министерство рассчитывает в 2017 году успешно завершить переговоры о создании еще одной национальной авиакомпании, что обеспечит свободную конкуренцию.

Авиакомпания SkyUp начнет работу в Украине в апреле 2018 года. В первый год работы сосредоточится на выполнении чартерных рейсов на популярные курорты. В частности запланированы полеты из Киева, Харькова, Львова и Одессы по 16 направлениям, среди которых: Анталия, Бодрум, Даламан, Шарм-эль-Шейх, Хургада, Бургас, Римини, Тирана, Варна и другие. Международные регулярные рейсы в 2018 года запланированы из Киева в Барселону, Дубай и Ларнаку. Внутренние рейсы SkyUp планирует запустить в мае-июне по направлениям Киев-Одесса, Харьков-Одесса, Львов-Одесса. Стоимость регулярных перевозок будет формироваться по лоукост-модели без учета багажа и выбранных дополнительных услуг.

Цена на билеты будет зависеть от направления и времени приобретения. Например стоимость авиабилета из Киева в Одессу в одну сторону стартует от 499 гривен. Купить билеты можно будет в марте 2018 года. Сайт авиакомпании пока не работает.

Чемодан без ручки. Украина реанимирует Воздушный экспресс, который ей не нужен

 Громкий проект скоростной электрички "Воздушный экспресс", которая еще в 2015 году должна была соединить международный аэропорт Борисполь с Киевом, в 2017 получил новую жизнь. Идею взялось возродить Министерство инфраструктуры. Отвечает за новую стройку госсекретарь министерства Андрей Галущак, который не понаслышке знаком с деталями проекта - он возглавлял его в 2013-м. 

Еще в 2011-м Госинвестпроект договорился с Экспортно-импортным банком Китая о долларовом кредите на $372 млн под строительства железнодорожной линии Киев-Борисполь. Украина потратила на проект $50 млн ничего не построила и продолжает его обслуживать. По данным Минфина, за четыре года Украина вернула китайской стороне около $27 млн тела кредита плюс около $11,5 млн в качестве процентов. 

По словам замминистра инфраструктуры Виктора Довганя, МИУ хочет снизить процентную ставку (с 6,5% годовых до 2%) и изменить сам проект. "Ситуация на самом деле критическая. Мое личное мнение - проект нужно закрывать. Такими темпами, как он движется, смысла его продолжать нет", - добавил чиновник.

Сейчас министерство предлагает запустить в Борисполь дизельные поезда. В таком случае проект обойдется в $120 млн (вместо изначально запланированных $372 млн). Второй вариант - продолжение ветки метро. На время строительства (минимум на два года) будет частично ограничено движение по Бориспольской трассе. Этот проект дороже - $300 млн. 

Оба проекта находятся на рассмотрении Кабмина, который должен определиться с окончательным вариантом.

Рекорд Борисполя и Львова

  - Аэропорт Борисполь примет за год 10,5 млн пассажиров - это абсолютный рекорд в истории аэропорта. "Прежде всего, основной прирост был обеспечен чартерными пассажирами и трансфер. Это говорит о том, что чартерный пассажир воспользовался относительной стабильностью национальной валюты. А количество трансфертных пассажиров говорит о том, что Борисполь состоялся как международный хаб", - заявил во время итоговой пресс-конференции в МИУ гендиректор аэропорта Павел Рябикин. 

В этом году в структуре пассажироперевозок 30% - это пассажиры, которые привлечены с иностранных рынков. Также в 2017 году Борисполь ожидает рекордную сумму доходов - 4 млрд грн. 

Еще один рекордсмен среди украинских аэропортов - аэропорт Львов им. Данила Галицкого, который обслужит более 1 млн пассажиров. Это наилучший результат воздушной гавани за последние 26 лет. Гендиректор Львовского аэропорта Татьяна Романовская ожидает дальнейший рост пассажиропотока и анонсировала приход новых авиакомпаний в 2018 году. Воздушная гавань намерена привлечь в 2018 году британского лоукостера easyJet и одну из испанских авиакомпаний.

Может , это и не тянет на топ-11, но аэропорт Борисполь сменил место регистрации . Для города Борисполь это потеря приблизительно 100 млн. грн.

Джерело LIGA.net