На сегодняшний день МиГ-29 остается основой истребительного флота Воздушных Сил ВСУ и является единственным боевым самолетом, стоящим на вооружении трех бригад тактической авиации. В настоящее время ведется работа по его модернизации до уровня МиГ-29МУ2 на основе опыта, приобретенного в рамках Антитеррористической операции (ATO) на востоке Украины.
Эти усовершенствования касаются одноместной версии изд. 9.13 Fulcrum-C так же, как и модернизированный ранее МиГ-29УМ1, который принят на вооружение ВС ВСУ в 2009 году. Работы по модернизации МиГ-29МУ2 проходят на Львовском государственном авиаремонтном заводе (ЛГАРЗ) на западе страны.
Завод, основанный 15 октября 1939 года, принадлежит украинскому государственному концерну «Укроборонпром». Когда речь идет о ремонте или техническом обслуживании МиГ-29 на ЛГАРЗ обращаются не только ВС ВСУ, но и целый ряд ряда иностранных заказчиков. В настоящее время Львовский завод способен выполнять работы на ряде модификаций МиГ-21 - ПФ, ПФМ1, Р, M, МР, МТ, бис и УМ, а также на МиГ-23УБ, МиГ-27Д и МиГ-27М, в дополнение к более современному МиГ-29. Однако в действительности, и не в последнюю очередь из-за ситуации на востоке Украины и небольшого количества оставшихся операторов МиГ-21 и МиГ-23, МиГ-29 в настоящее время является доминирующим типом на Львовском заводе. (По состоянию на июль 2017 года в цехах предприятия был замечен только собственный разобранный МиГ-21УМ завода).
Международные заказчики
Чтобы понять историю модернизации украинского МиГ-29, необходимо посмотреть на некоторых клиентов государственного ремонтного завода. В течение многих лет в их число входили Казахстан (МиГ-27 и МиГ-29), а также Азербайджан. Бангладеш и Судан (все МиГ-29). Первоначально в Азербайджане не было собственного парка МиГ-29, но в конце 2005 года был подписан первый контракт с Украиной на поставку 12 одноместных и двух двухместных самолетов. Также контракт предусматривал установку модернизированного оборудования. (После продажи первых 14 самолетов еще два МиГ-29УБ были поставлены в 2009 и 2011 годах).
С помощью этого клиента впервые в 2006 году во Львове был успешно реализован пакет усовершенствований для МиГ-29. Вместо того, чтобы полагаться на производителя оригинального оборудования (OEM), пакет обновления в целом был основан на украинских разработках. Для некоторых конкретных компонентов, таких как радар Н019, усовершенствования были сделаны в сотрудничестве с украинским представителем разработчика, в данном случае ООО «Фазотрон-Украина».
Когда самолеты были доставлены в ВВС Азербайджана, усовершенствования состояли из пяти компонентов, предназначенных для улучшения функциональных возможностей самолета. Во-первых, была установлена новая спутниковая навигационная система СН-3307-01, интегрированная в стандартную навигационную систему МиГ-29, которая может использовать данные GPS или ГЛОНАСС. Кроме того, благодаря внедрению новых электронных компонентов были улучшены технические и эксплуатационные характеристики радарной системы Н019. Кроме того, в результате модернизации блока БПK-88 сер. 3КМ, регистратора «Тестер-У3-Л-01» и системы «Экран 13M-4», теперь можно записывать параметры полета с использованием модемного твердотельного устройства хранения данных. В частности, БПК-88 представляет собой систему предупреждения и управления двигателями - ее датчики контролируют различные параметры и предупреждают летчиков, если какой-либо из них достигает ненормальных значений. Данные из модифицированного БПК-88 теперь сохраняются с использованием новых регистраторов полетных данных с твердотельной памятью и более современным интерфейсом. Такие улучшения были внесены во все 14 ранее проданных в Азербайджан самолетов.
Местные различия
Неудивительно, что украинский стандарт МиГ-29МУ1 похож по этим критериям на модернизацию для Азербайджана. Однако на первом этапе модернизации для Украины также была внедрена модификация радиостанции Р-862 в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также установка приемоответчика A-511. Последний также отвечает требованиям ИКАО.
Первые поставки модернизированных украинских МиГ-29 начались с 2009 года в ходе капитальных ремонтов на ремонтном заводе во Львове.
Полная модернизация применима только к одноместным истребителям, поскольку у двухместных нет радара, хотя азербайджанские двухместные самолеты были частично модернизированы. Украинские МиГ-29УБ остаются без изменений. Другое отличие касается интервалов технического обслуживания и подхода к ремонту.
Основываясь на первоначальных рекомендациях производителя, разработанных в коммунистическую эпоху, МиГ-29 советской постройки обеспечивал полный срок службы 2500 летных часов или 20 лет. Периодическое техническое обслуживание выполняется каждые 100 часов или 12 месяцев (менее интенсивное) и каждые 200 часов или 24 месяца (более интенсивное). Первый капитальный ремонт был установлен после наработки 300 часов или девяти лет, а затем второй - по достижении 1500 часов / 15 лет или 700 часов/ восемь лет после первого).
Конечно, исходя из общего состояния и степени использования самолета, разработчик может разрешить другой график обслуживания. МиГ-29 для Азербайджана, по-видимому, поддерживается в соответствии со стандартным регламентом советских времен. Промежуточное обслуживание и осмотр проводятся каждые 12 месяцев (так называемое 100-часовое обслуживание). Кроме того, существуют другие установленные процедуры технического обслуживания (например, через 200 часов/ 24 месяца). Эти процедуры различаются по масштабу, в частности, 100-часовое обслуживание менее обширно.
Независимо от технического состояния, капитальный ремонт осуществляется во Львове каждые 700 летных часов или каждые семь-десять лет.
По этой причине несколько азербайджанских МиГ-29 прошли через Львовский завод не один раз. Обычно при транспортировке используют Ан-124, который может одновременно доставлять три МиГ-29.
На Украине, с другой стороны, самолеты ВС ВСУ поддерживаются в соответствии с их собственным графиком, который не разрешен разработчиком. Air Forces Monthly сообщил, что самолетам, выходящим из капремонта ЛГАРЗ, устанавливают межремонтный ресурс/срок службы (700 часов/восемь лет), но поддерживается он в соответствии с графиком «военного времени». На практике - это техническое обслуживание в соответствии с техническим состоянием. Возможно, ЛГАРЗ разработал такой график с помощью Польши, которая использует эту систему на своем собственном флоте МиГ-29. Примечательно, что завод во Львове поддерживает партнеров из Польши, в частности, при капитальном ремонте оборудования и технических компонентов (см. Польский экспорт MRO. Февраль 2017, 80-83).
Услуги по необходимости
Перечень заказов во Львове переполнен, и завод уже несколько лет поддерживает численность персонала чуть более 1000 сотрудников, что считается оптимальным для обеспечения требуемого качества. За последние два года использование мощности завода была идеальной на 100%, в первую очередь из-за требований АТО. Конечно, оригинальные комплектующие российских разработчиков попали из-за этих работ под санкции. Интересно отметить, что на момент распада Советского Союза на заводе было около 2800 человек.
Хотя он работает на полную мощность, и от 10 до 15 украинских МиГ-29 были возвращены в летное состояние с момента начала ATO, существуют планы по дальнейшему совершенствованию состава МиГ-29 ВС ВСУ. Ожидается, что первый демонстратор и прототип версии МиГ-29МУ2 будет представлен общественности в 2018 году, и он будет проходить необходимые испытания как можно быстрее до введения на фронт.
В качестве основы для МУ2 используется стандарт МиГ-29МУi, но он включает еще восемь этапов модернизации с целью дальнейшего повышения боевых возможностей. К ним относятся модернизация системы управления оружием 20ПM, дальнейшее обновление радиостанции Р-862, бортовая интегрированная аппаратура навигации и посадки «Курс-93М», замена навигационной системы РСБН A-323 и использование шины данных MSD-2000.
С поступлением на вооружение МиГ-29МУ2 ВС ВСУ впервые получит модернизированный истребитель, в котором усовершенствования воздушной боевой готовности занимают центральное место.