10.03.18 

ImageЕсли все этапы испытаний будут успешно завершены, то в 2020 Львовский завод сможет начать серийную модернизацию модели по варианту МУ2. Более того, у разработчиков есть техническое задание на продолжение работ по модернизации по варианту МУ3

Фронтовой истребитель МиГ-29 (по кодификации НАТО - Fulcrum, то есть «рычаг») разработало КБ Микояна в конце 70-х годов прошлого века. В начале 80-х годов воздушный охотник пошел в серию. После развала СССР Украина получила более сотни таких машин.

По мнению некоторых военных специалистов, конструктивно авиационная техника советского образца (которая есть на вооружении отечественных ВС) имеет ресурс еще на несколько десятков лет. А капремонт и комплексная модернизация нынешнего парка боевой авиации позволит еще долгое время поддерживать боевой потенциал ВС на определенном уровне

Профильным предприятием по ремонту и модернизации МиГ-29 в Украине является Государственное предприятие «Львовский государственный авиационно-ремонтный завод». Сегодня в серийной модернизации для нужд Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины уже находится модель под названием МиГ-29 МУ1. Однако военно-научная мысль продвинулась дальше, и на предприятии уже находится в работе опытный образец следующего поколения - МиГ-29 МУ2.

О том, какие новые идеи воплощены во втором поколении модернизированного истребителя, рассказал главный инженер ГП «ЛГАРЗ», кандидат технических наук Роман Качмар.

По его словам, советский истребитель - еще достаточно крепкий «старик», и модернизационный потенциал для совершенствования этой модели рассчитан еще, как минимум, на 20 лет вперед. Сегодня неизменный извне планер КБ Микояна наполняют современной аппаратурой и вооружением украинского производства.

В варианте МУ2 машина приобретает признаки многоцелевого истребителя с возможностью боевого применения по наземным целям. Изюминка здесь в установлении ракетно-бомбового вооружения с телевизионными головками наведения типа Х-29Т и КАБ-500КР. Ранее МиГ-29 мог с небольшим успехом отработать по целям на земле только неуправляемыми ракетами и пушками самолета. Теперь поражение наземной цели полностью гарантировано.

На этом самолете также будут установлены системы VOR, ILS, DME - бортовую аппаратуру, которая позволит в автоматическом режиме осуществлять контроль за посадкой самолета и выполнять полеты на международных трассах. В отличие от первого варианта модернизации, будет установлено современную систему спутниковой навигации украинского производства, отражающую информацию на многофункциональном индикаторе в кабине пилота. Кстати, индикатор станет более информативным и увеличится до восьми дюймов для удобства использования. Это уже последствия изучения практического применения интегрированной спутниковой навигационной аппаратуры летчиками одной из бригад Воздушных Сил ВС Украины и соответственно улучшения ее эксплуатационных качеств. Летчик будет видеть и карту местности, и отображения различных параметров боевого применения одновременно. К тому же эта система будет выполнять и расчеты близкой навигации. А это значит, что истребитель больше не потребует отдельного вычислителя системы близкой навигации, и что на его место можно будет установить другое оборудование.

В варианте МУ2 истребитель получает и модернизированную систему управления вооружением, в частности блок-вычислитель боевого применения, который будет руководить вооружением с телевизионными головками наведения.

Кроме того, вариант МиГ-29 МУ2 получит видеорегистратор. А точнее, систему аудио-, видеорегистрации, которая позволит оценивать эффективность работы пилота, систем летательного аппарата и применения вооружения с помощью специально установленных видеокамер. Следует отметить, что на украинских истребителях такие системы ранее не устанавливали, а вот за границей на истребителях четвертого-пятого поколений аудиовизуальный контроль давно является неотъемлемой частью бортовой аппаратуры. Ее применяют для анализа ошибок пилотов и обучения будущих летчиков. Кстати, такие системы авиаремонтники устанавливали на зарубежных МиГ-29, которые ремонтировали во Львове в соответствии с контрактами.

Если в варианте МиГ-29 МУ1 совокупно было около пяти усовершенствований приборов авионики и другого оборудования, то второй вариант модернизации в целом имеет около 10 инноваций, которые реализовали разработчики. И если коэффициент боевого потенциала (КБП) базовой модели МиГ-29 равен единице, то КБП истребителя в украинском варианте МУ2 достигает уже 1,7.

На заводе во Львове исследовательскую модернизацию по второму варианту должны завершить до конца 2018 и в начале 2019-го начать государственные испытания истребителя. И если за год все этапы испытаний будут успешно завершены, то в 2020 году завод сможет начать серийную модернизацию модели по варианту МУ2. Впрочем уже сейчас у разработчиков есть техническое задание на продолжение работ по модернизации по варианту МУ3! Специалисты львовского авиаремонтного предприятия и предприятий-партнеров к этому готовы, продолжают проводить разработки, чтобы постоянно иметь новые предложения для оборонного ведомства. Собственно, окончательную точку поставит государственный оборонный заказ, который определит, сколько именно и какого типа самолетов потребует оборонное ведомство. С 2018 оборонный заказ будут формировать на следующие три года. И если вариант истребителя МУ1 уже является серийным, то модернизация по типу МУ2, как наиболее приближенного к истребителю 4+ поколения, будет осуществляться раз через три года. А завод готов ежегодно выпускать для отечественных Вооруженных Сил не менее десятка обновленных машин. Кроме опытно-конструкторских работ украинского варианта истребителя МиГ-29, ГП «ЛГАРЗ» выполняет ряд контрактов по капитальному ремонту и модернизации этого типа самолетов иностранных армий. В свое время 15 машин закупили для ВВС Азербайджана. И в 2015-2017 годах в части этих МиГ-29 закончился межремонтный срок эксплуатации. К 2019 году львовские авиаремонтники должны несколькими партиями осуществить капитальный ремонт истребителей и вернуть их заказчику. Кроме того, сейчас завод участвует в тендерных процедурах на ремонт истребителей для ВВС Бангладеш. А также осуществляет ремонт отдельных агрегатов на заказ Польши. По словам главного инженера завода, на ближайшие три года авиаремонтники загружены работой по международным контрактам и контрактам с МО Украины на 100%. Кстати, согласно стратегии развития производства, уже второй год подряд львовское предприятие функционирует без поставок компонентов из страны-агрессора. За счет импортозамещения из других источников получают металлические детали истребителей, изделия из резины и осуществляют реинжиниринг электронных плат. Предприятие развивает инфраструктуру и обновляет станочный парк , закупает новейшее оборудование для цехов. И даже налаживает выпуск нового вида продукции (речь идет о вертолетных редукторах ВР-14) .

Однако есть и проблемы, которые очень беспокоят руководство предприятия. Дело в том, что в кадровом плане завод стремительно стареет. На ГП «ЛГАРЗ» сегодня работает около тысячи человек. Молодые специалисты после профильных учебных заведений не очень охотно идут работать на производство. Это касается не только инженеров, но и рабочих специальностей, хотя уровень зарплат на ГП «ЛГАРЗ» достаточно высок. В частности, в 2017 средняя зарплата работника составила почти 13 тыс. грн. Руководство предприятия видит проблему в оттоке технически подготовленных кадров за границу. В Польше, в 80 километрах от Львова, технически грамотный специалист получает не менее тысячи евро в месяц. Есть надежда, что реализация государственного оборонного заказа в ближайшие годы позволит существенно поднять зарплаты, а затем стимулировать приток в оборонную промышленность молодых специалистов.