«Украине следует более агрессивно продавать и продвигать свою военную продукцию на рынке Индии. Кроме того, украинским предприятиям необходимо сотрудничать с индийской промышленностью и найти партнеров для совместных проектов. Украина имеет для этого весь необходимый потенциал».
Такой совет в разговоре с корреспондентом Defense Express дал адмирал ВМС Индии в отставке, бывший руководитель ряда местных оборонных компаний, а сегодня независимый эксперт Мохан Бхатия. Эта мысль особенно актуальна на фоне оживленной в украинских и зарубежных средствах массовой информации о состоянии сотрудничества Украины и Индии в области ВТС, а также негативного влияния на этот процесс со стороны РФ.
- Украина является многолетним партнером Индии в области военно-технического сотрудничества. Не могли бы Вы высказать свое оценки текущего состояния сотрудничества между странами, особенно в вопросе экспорта комплектующих в интересах вооруженных сил Индии?
- Как вы знаете, в свое время Индия очень глубоко сотрудничала с Советским Союзом. В результате более половины вооружения в арсеналах армии Индии сил имеет советское происхождение. В свою очередь, Украина была известна как поставщик оригинальных запчастей и комплектующих для морских, воздушных и сухопутных систем. Когда СССР распался, мы продолжили отношения уже с Россией, как основного поставщика готовой продукции. Но также Дели начал развивать более тесное сотрудничество с Киевом. Индия была одной из первых стран, которая признала независимость Украины, а также была одной из первых, которая открыла свое посольство в Киеве. Это потому, что мы понимали, как это будет важно для Индии.
Для индийского военно-морского флота Украины важна благодаря производству газотурбинных двигателей, которые являются сердцем силовых установок различных классов кораблей. Очень мало кто знает, что индийский флот был первым клиентом, который сделал заказ турбин в ГП «НПКГ«Зоря-Машпроект» после объявления независимости Украины. Сегодня газовые турбины этого предприятия используются на более чем 30 кораблях индийского флота. Украина также сотрудничает с нами в вопросе сервиса самолетов АН-32. Ваши двигатели также используются на вертолетах ВМФ и ВВС Индии.
Таким образом, Украина имеет определенные ниши на индийском рынке. Я думаю, что Украина должна быть более активной, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию на индийском оборонном рынке.
Какие на Ваш взгляд является перспективные направления сотрудничества в сфере ВВТ между Индией и Украиной?
- В первую очередь, это морские газовые турбины, авиационные двигатели, бронетанковые машины, стрелковое оружие, судостроение, системы кондиционирования воздуха и вентиляции, запасные части для подводных лодок. Кроме того, Украина является уникальным производителем плавучих доков и имеет значительный судоремонтный потенциал, что может помочь Индии удовлетворить постоянно растущий спрос и отсутствие соответствующих собственных мощностей.
- Индийское правительство сейчас проводит политику диверсификации своего рынка вооружения, где больше внимания стало уделяться оборонным закупкам у американских компаний. Не означает ли это постепенный путь к замене советского и российского вооружения и техники на американские или европейские образцы?
- Это очень политический вопрос.
Как я уже говорил, исторически сложилось так, что Индия и Советский Союз имели глубокую всеобъемлющее сотрудничество - оборону, энергетическую и др. Но мы также импортируем продукцию из разных стран как Запада, так и Востока, включая Францию, Италию, Германию, Великобританию, Израиль, США и тому подобное. Наша политика «Сделать в Индии» открывает огромные возможности для поставщиков на индийском рынке оборонных технологий. Соответственно, Украине придется активизировать свои маркетинговые навыки, чтобы иметь возможность принять участие в этом процессе.
- Но у вас ситуация, когда американский боевой вертолет AH-64E «Apache» выиграл конкурс у российского Ми-28, CH-47F «Chinook» победил тяжелый транспортный вертолет Ми-26, а Boeing P-8 Poseidon - российский Ту-142 . Не означает ли это, что Россия теряет индийский рынок?
- Это опять политический вопрос. Но я считаю, что мнение о том, что российское военное присутствие в Индии уменьшается, не является правильной. Долгосрочные проекты с любой страной должны иметь долговременную линию поддержки. Поэтому не следует делать такие выводы из предоставленной вами логики.
- Наверное, вы регулярно анализируете индийское медиа-пространство. Что говорят ваши местные СМИ о украинское-индийском сотрудничестве?
- Возможно, я ошибаюсь, но я не вижу много новостей об Украине в Индии. Я думаю, это должно быть частью вашей маркетинговой стратегии. Украина должна быть больше в индийском медиа-пространстве.
- Какие основные приоритеты развития индийской оборонной промышленности? В каких областях Украины может быть привлечена как партнер, учитывая стратегию «Сделано в Индии», которую проводит правительство вашей страны?
- Есть много направлений, где украинцы могут проявить себя в программе «Сделать в Индии». Однако, к сожалению, к этому Украина не проводила агрессивной прогнозируемой политики в Индии и не добивалась настойчиво своих целей. Для того, чтобы попасть в сектор обороны нашей страны, нужны согласованные усилия и толчок. Я чувствую, что Украина не проявляет к этому соответствующего интереса. Украинские предприятия в основном концентрируются на поставке запасных частей, является незначительным бизнесом. Я думаю, что Украине нужно более агрессивно продавать и проталкивать свою продукцию. Кроме того, украинские предприятия должны сотрудничать с индийской промышленностью и найти партнеров для продвижения совместных проектов. Также Украине следует быть более открытой для обмена и передачи технологий.
Такое событие, как DEFEXPO, является хорошей платформой для демонстрации ваших возможностей, и ее следует в полной мере использовать. Я думаю, что Украина имеет огромный потенциал во многих областях, таких как газовые турбины, авиационные двигатели, танки, судостроение и судоремонт, подводное оборудование и тому подобное. Необходимо воплощать собственную стратегию и придерживаться ее. Серьезный целенаправленный подход поможет Украине принять участие в растущем индийском рынке вооружений.
Mohan Bhatia . Адмирал (в отставке) Мохан Бхатия (Mohan Bhatia)
Выпускник Индийского технологического института (Дели). В течение 31 года проходил службу в ВМС Индии. Имеет большой опыт в области морской инженерии, включая судостроение, судоремонт, капитальный ремонт и модернизация кораблей и подводных лодок.
Обслуживал военные верфи в Вископатнами и Мумбаи более семи лет. Принимал участие в создании подводных лодок и их ремонта в интересах ВМС Индии
С конца 1990 до середины 1993 года руководил ремонтной базой INS Shivaji в Лонавала (Индия).
Три года провел в Южной Корее, где возглавил команду специалистов по строительству кораблей для индийского флота на ведущем южнокорейском судостроительном заводе.