23 марта исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора Архипа Люльки
Почти 80 лет назад, когда беспрекословно царствовал поршневой мотор, мало кому известный инженер Архип Люлька взял на себя смелость утверждать, что дни этого двигателя уже сочтены. А он берется создать такой двигатель, который помчит самолет со сверхзвуковой скоростью и поднимет его к стратосфере
Будущий конструктор авиадвигателей родился в небольшом селе Саварка сейчас Богуславского района Киевской области.
Кто знает, заинтересовался бы точными науками простой парень из деревни, если бы судьба не занесла в его родную Саварку выдающегося академика Киевского политехнического института Михаила Кравчука. Тот не только заинтересовал парня математикой, но и настоял на его поступлении в Киевский политехнический институт. Михаил Кравчук еще и помогал парню деньгами. Архип к тому же полгода жил у профессора дома. Не случайно в кабинете конструктора Люльки рядом с портретом Тараса Шевченко висел и портрет Кравчука - учителя.
Летом 1930 Люлька женился на Галине Процак, студентке Киевского сельскохозяйственного института, односельчанке, к которой был неравнодушен еще со школьной скамьи.
В 1931 году уже в статусе аспиранта Люлька перевелся в Харьковский авиационный институт, где изучали, как с помощью пара раскручивать турбину самолета. Эту идею начинающий конструктор не принял: зачем поднимать в небо массивный резервуар для конденсата, который только будет «воровать» объем и полезную грузоподъемность.
Архип делает ставку на газ, но хорошо понимает, что для его эффективности, нужны тысячи градусов. В то время не существовало материалов, которые выдерживали такую температуру. По ночам на кухне украинец с сотрудниками рисуют эскизы нового турбогазового двигателя, которому хватает и 700 градусов. Первый теоретический дееспособный мотор Люлька назвал «ракетным турбореактивным двигателем». Только профессор Харьковского авиационного института Ф. Проскура поддержал молодого инженера и содействовал показу чертежей в Москве.
Несколько дней и ночей провел Люлька в приемной наркома Михаила Кагановича. На тринадцатые сутки Каганович в 2:00 ночи принял настойчивого инженера. Нарком поверил доводам Люльки, и вскоре украинца направили в Ленинград возглавлять конструкторское бюро. Там была создана команда инженеров провела успешные испытания турбореактивного двигателя ТР-1, но это было только начало. Прошло немного времени, и конструктор предложил усовершенствованную версию - двухконтурный турбореактивный двигатель, на который в апреле 1941 года получил патент.
Внедрению новой технологии сначала помешала Вторая мировая, а затем и сопротивление других конструкторов, мол, поршневые двигатели прекрасно выполняют свою функцию. А вот в других странах с этим не медлили, и в 1944 году на фронте появились реактивные истребители Me-262 и Не-162 от немецких фирм Messerschmitt и Heinkel. Партийное руководство тогда пришло к Люльке с просьбой подготовить реактивный двигатель для экспериментального истребителя Су-11.
В 1947 самолет взлетел на высоту 5000 километров на скорости 950 километров в час. Через три года практически все истребители серии «Су» начали летать на двигателях украинца, и за каждым творением закреплялись его инициалы - «АЛ».
Через семь лет конструктор превзошел свое предыдущее достижение вдвое. Новая конструкция двигателя АЛ-7Ф-1 позволила Су-7 развить скорость в 2120 километров в час и установить четыре мировых рекорда по скорости и набору высоты. Славе этого двигателя способствовала его полная автоматизация. По свидетельству авиаспециалистов, в двигателе все делалось без участия пилота. При запуске ему нужно было лишь нажать кнопку на панели и в полете плавно двигать левой рукой сектор газа.
Военное руководство однако и дальше требовало улучшать показатели. И Архип Михайлович в конце 1966 года представил новую мощную разработку - АЛ-21Ф3. Большое влияние на конструкцию привело изучение американского двигателя J79. Но в отличие от иностранного аналога двигатель украинца затягивал больше воздуха, сильнее его сжимал и при сгорании топлива выделял больше тепла. Этими двигателями оснащались Су-21, Су-24 и несколько модификаций самолетов МиГ.
В июле 1971 года Архип Люлька впервые за много лет вырвался в отпуск в «родной дом», в Саварку. «В Москве я работаю и живу, но сердце мое здесь», - говорил Архип Михайлович землякам. За короткое время он помог нескольким односельчанам в увеличении пенсии до 25 рублей в месяц, поспособствовал строительству новой сельской школы и асфальтированной дороги до Богуслава.
В 1973 коллектив КБ Люльки приступил к разработке двухконтурного двигателя АЛ-31Ф. Главные конструктивные особенности - применение модульной схемы, выносной коробки агрегатов самолета - позволили значительно улучшить эксплуатационные характеристики. Через четыре года состоялись стендовые испытания, а в 1979 году два двигателя Люльки подняли в небо истребитель Су-27. В 80-х годах «сушка» установила 27 мировых рекордов, развивая скорость до 2500 километров в час.
Весной 1984 Архип Михайлович тяжело заболел. «Вы там мальчиков моих не обижайте», - сказал Люлька временно исполняющему обязанности гендиректора КБ Виктору Чепкину и грустно улыбнулся ...
1 июня 1984 Архипа Михайловича Люльки не стало.
Известный украинский журналист Николай Сорока, который, к сожалению, умер в декабре прошлого года, имел счастье встречаться с создателем авиадвигателей Архип Люлька. В своих воспоминаниях он отмечал чрезвычайную простоту и человечность Архипа Михайловича
- С Люлькой меня познакомила дочь Михаила Кравчука (Кравчук - выдающийся математик, о котором Сорока написал книгу. - Ред.), - вспоминал Николай Алексеевич. - Человек-глыба! Он неизменно курил сигареты «Памир» и крепкие сигареты «Беломорканал». Умел и любил шутить. Рассказывал, как во время пребывания в Англии британцы поинтересовались, сколько у него автомобилей, то он назвал все, что были у него на предприятии ...
По словам Сороки, в Москве Люлька выписывал украинские газеты и журналы, которые всегда лежали на его письменном столе. Нередко появлялся на людях в вышитой рубашке. Был страстным болельщиком киевского «Динамо» и очень радовался подаренному на 70-летие мячу с автографами любимых игроков.
- Кстати, юбилей Архип Михайлович отмечал не в ресторане, а дома, - рассказывал Николай Сорока. - На столе среди различных блюд - коньяки, вина. А он говорит жене: «Галя, принеси моей». Она посмотрела удивленно на него, потом на меня и говорит: «Ну что ты выдумываешь? Здесь корреспонденты из Киева, напишут - люди будут смеяться». И за минуту на столе стояла бутылка с самогоном из родной деревни, заткнутая кукурузным початком, рядом лежало нарезанное сало. Люлька до конца дней своих оставался простым и доступным человеком.