Государственная авиационная служба Украины инициировала обсуждение нормативно-правовой базы по использованию в Украине беспилотных авиационных систем. Предлагается ввести электронный учет, сертификацию, регистрацию, право на управление беспилотными системами. В воздухе должны быть установлены правила, как на дорогах
Небо нашей страны довольно быстро наполняют БПЛА различного типа, а это, как ни крути, содержит определенные риски: безопасность полетов, угроза жизни людей, утечка «ограниченной» информации и тому подобное.
Квадрокоптеры уже падали на головы людям! Такие случаи зафиксированы. Слава Богу, обошлось легкой травмой. А что будет, когда с большой скоростью спикирует БПЛА и сила удара возрастет в разы ?! Села батарейка или «пилот» не справился с фигурами высшего пилотажа - это уже второстепенное. Как классифицировать это «злодейство» в правовом поле?
В Украине сотни беспилотников различного класса ежедневно приобретают новых собственников, потому что становятся более доступными как для бизнеса, так и для рядовых граждан. Небольшие коптеры часто дарят детям на дни рождения, а большие и дорогие давно используются в коммерческой и военной сферах. Казалось бы, отрасль развивается в позитивном ключе, но «беспилотное законодательство» и до сих пор в процессе разработки ...
Сейчас в Госавиаслужбе Украины идут активные дискуссии с «беспилотной общественностью» по проекту Концепции применения БПЛА в украинском небе. Опираясь на опыт ведущих государств, необходимо утвердить правила, которые устроили бы всех, потому что есть множество вопросов, которые беспокоят и производителей, и пользователей, и контролирующие органы.
За основу Госавиаслужба Украины приняла европейские нормы. В проекте Концепции предлагается разделить БПЛА на категории: до 250 граммов, до 4 кг, до 20 и до 150 кг. Также их классифицируют как коммерческие и некоммерческие. Чем больше и технологичней БПЛА, тем жестче должен быть контроль за его использованием.
Предлагается установить и возрастные ограничения для операторов БПЛА. Минимальный возраст дистанционного пилота 250-граммового дрона - 14 лет, для аппарата до 4 кг - 18 лет, плюс необходимые знания. Предлагается ввести электронный учет, сертификацию, регистрацию, право на управление беспилотными системами.
Простыми словами, в воздухе должны быть установлены правила, как на автодорогах. Скажем, в случае угрозы столкновения двух БПЛА, операторы должны действовать, как на автомобильном перекрестке: помеха справа - набери высоту, слева - снижайся.
Сами же беспилотные системы должны быть крепкие, устойчивые к полету, оборудованные средствами ограничения высоты, не иметь острых выступов, способные автономно завершить полет в случае потери сигнала управления. Во многих случаях должно быть разрешение на выполнение полетов, а экземпляр должен иметь ограниченный сертификат летной годности. И это лишь незначительная часть общепринятых требований.
Согласно европейским нормам полеты не выполняются над:
- дорогами государственного значения;
- по центральным улицам населенных пунктов;
- путями железной дороги;
- линиями электропередач;
- электростанциями;
- железнодорожными станциями;
- морскими портами;
- хранилищами топлива;
- промышленными зонами;
- местами аварий и катастроф;
- учреждениями исполнения наказаний;
- объектами силовых ведомств;
- зонами полицейских, антитеррористических, специальных операций.
Полеты не выполняются ближе:
- 30 м до 1-го лица;
- 50 м до 12 человек;
- 150 м до 12+ человек.
Без таких шагов дальнейшее насыщение украинского неба летательными аппаратами различных типов несет угрозу для граждан и государства в целом, убежден председатель Госавиаслужбы Украины Александр Бильчук. Он говорит, что пока Украина в разы уступает Европе по насыщенности воздушного движения, но отрасль развивается по всем направлениям. В частности, речь идет о коммерческих перевозках и существенном увеличении полетов военной авиации.
В стране немало стратегических, важных государственных и военных объектов. Конечно, пролет над ними запрещен. Особенно это касается фото- и видеофиксации с воздуха. В контексте последних событий с «неопознанными летающими объектами» военные особенно церемониться не будут.
Начальник управления беспилотной авиации штаба Командования Воздушных Сил ВС Украины полковник Тарас Потягач:
- На многих военных объектах уже работают системы раннего выявления БПЛА. Соответственно есть и средства поражения. То, что Госавиаслужба инициирует процесс легализации гражданских беспилотных систем, хорошо. По крайней мере это существенно уменьшит количество нарушителей и воздушных «хулиганов».
В Вооруженных Силах, конечно, не сидели сложа руки в ожидании упорядочения нормативно-правовой базы по применению беспилотных систем на общегосударственном уровне. У нас это определено ведомственным приказом Министра обороны Украины. Есть соответствующие положения и тому подобное.
На Востоке страны продолжаются боевые действия, поэтому без применения БПЛА различных типов нам не обойтись. В отличие от гражданских коллег, мы немного иначе классифицируем наши аппараты - речь идет о классе, весе, уровне применения и боевом радиусе.
Беспилотные системы, поступают в армию, проходят соответствующие государственные испытания, для них готовят операторов. Для каждого подразделения свои задачи в соответствии с определенным типом беспилотного аппарата. Волонтерские БПЛА, которые помогали воевать в начале конфликта, тоже будем заменять на штатные - принятые на вооружение.