Верховный суд принял сторону авиакомпании МАУ в вопросе законности начисления авиационного сбора
16 мая Большая Палата Верховного Суда Украины отказала в удовлетворении заявлений Государственной авиационной службы Украины и Кабинета Министров Украины о пересмотре постановления Высшего административного суда Украины от 16 мая 2017 года по делу № 826/17492/16 о признании незаконным и недействительным постановления КМУ от 28 сентября 1993 года № 819 "О создании Государственного специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях". Об этом сообщили в пресс-службе авиакомпании МАУ.
Предметом многолетнего спора, в котором Большая Палата поставила точку, была законность постановления КМУ № 819 - единственного документа, регулировавшего оплату госсбора до 22 марта 2017-го, когда была принята новая редакция данного постановления. Так, суд установил, что с 1 января 2014-го по 22 марта 2017-го да юридических оснований для оплаты сбора не было.
Государственный авиационный сбор - платёж в размере 2 и 0,5 доллара за каждого пассажира международного и внутреннего рейса соответственно, - был введён постановлением КМУ в 1993 году и изначально предназначался для финансирования создания и функционирования ГАСУ. В последующем суммы сбора были включены в бюджет и растворились в общей массе госрасходов. Более 20 лет регулятор выставлял перевозчикам на оплату данного налога - вплоть до момента, когда МАУ обжаловала такие действия ГАСУ.
"Высшая судебная инстанция признала постановление Кабмина недействительным ввиду отсутствия у КМУ необходимой компетенции, несоответствия Конституции и законам Украины, а также международным обязательствам. Соответственно, Верховный Суд окончательно подтвердил, что государственный авиационный сбор, равно как и любые другие сборы и налоги в Украине, должен быть установлен именно законом, а не подзаконными актами КМУ или ГАСУ", - отметили в МАУ.
Напомним, спор между Госавиаслужбой и авиакомпание МАУ относительно взимания сбора в государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность продолжается несколько лет. По данным Госавиаслужбы, просроченная задолженность авиакомпании МАУ по государственным авиационным сборам по состоянию на 21 ноября 2016 года составляла около 240,3 млн грн.
В марте 2017 года Центр противодействия коррупции опубликовал выдержки из письма министра инфраструктуры Владимира Омеляна в ответ на запрос народного депутата Виктора Чумака. По словам Омеляна задолженность МАУ перед Государственным фондом финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях увеличилась до 295,5 млн грн. Омелян добавил, что МАУ предложило министерсту решить спор с государством подписанием мирового соглашения и погасить 47 млн грн, а не всю сумму долга. Омелян также добавил, что с марта 2016 года МАУ прекратила взимать с пассажиров этот сбор в виде кода UD, но билеты дешевле не стали, поскольку МАУ прописала взыскания этих средств с пассажиров в другие статьи платежей.
Также напомним, что в ноябре 2016 года главное подразделение детективов Национального антикоррупционного бюро подготовило и направило на согласование в Специализированную антикоррупционную прокуратуру сообщения о подозрении экс-руководителю Государственной авиационной службы Украины (Денису Антонюку), а также президенту (Юрию Мирошникову) и главному бухгалтеру авиакомпанииМАУ в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 191 уголовного кодекса Украины ("Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением").
Согласно сообщению НАБУ, было установлено, что в течение 2014-2015 годов руководство МАУ при содействии служебных лиц Госавиаслужбы Украины противоправно завладело средствами Государственного специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях в особо крупных размерах. В частности, речь идет о сборе, который все авиакомпании по закону (согласно пп. 3 и 4 ч.5 ст. 12 Воздушного кодекса Украины) обязаны уплачивать в Фонд отчисления за перевезенных пассажиров и грузы. Эти средства МАУ взимала с клиентов с соответствующим целевым назначением, но в Фонд их не перечисляла. За два года (начиная с 2014-го) сумма этой неуплаты составила 147 млн грн.
В МАУ назвали действия НАБУ попыткой прямого давления и проявления нежелания представителей власти урегулировать вопрос уплаты сборов в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях законным способом, в частности, путем принятия соответствующих законов, как того требуют Конституция и Налоговый кодекс Украины.
Президент МАУ Юрий Мирошников несколько раз заявлял, что вопрос взимания сбора в государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность законодательно не урегулирован. Госавиаслужба позже заявляла, что инициировала усовершенствование механизма уплаты указанных государственных сборов.