В Военно-Морских Силах Украины проведены масштабные летно-тактические учения морской авиации
Учения были очень динамичными, с широким применением внезапных вводных. Среди ключевых задач - проведение мероприятий по поиску, слежению и уничтожению подводной лодки противника в определенных районах Черного моря.
Сегодня противник реально может применить против нас с морского направления свои подводные лодки, которые несут противокорабельные крылатые ракеты типа «Калибр», поэтому вполне очевидно, что национальный флот активно развивает способности противолодочной компоненты собственной морской авиации, которая будет способна не только оперативно вести поиск подводных объектов, но и наносить прицельные удары по ним
Для поиска субмарин вертолеты Ми-14 облетели морские районы их вероятного пребывания и развертывания, после чего сбросили специальные радиогидроакустические буи. Поиск и слежение за подводной лодкой осуществляли вертолеты на высоте 300 и 500 метров над уровнем моря.
- Условно говоря, определенный район охватывал квадрат 20 на 40 миль. Наши вертолеты Ми-14 прибыли в заданное место и «засеяли» водное поле специальными радиогидроакустические буями. Они срабатывают благодаря работе высокочувствительных акустических сенсоров, которые фиксируют шум работающих винтов подводной лодки. В таком случае в эту точку сбрасывают дополнительные средства поиска. Или вертолет зависает на высоте 25 метров и опускает под воду вспомогательную гидроакустической станции. После подтверждения наличия подводного объекта, делается соответствующий расчет и определяется конкретное место пребывания условного противника. Далее вся информация передается ударной корабельной компоненте или противолодочной авиации, которые способны наносить огневое поражения враждебной подводной лодке,
Поставленные задачи выполнены успешно. Надо заметить, что это было не просто, ведь есть некоторые особенности, которые существенно влияют на выявление подводной лодки. Прежде всего учитываются гидрологические особенности и глубины моря, в соответствии с ними определяется диапазон работы буев. В зависимости от ситуации их приблизительная рабочая глубина стартует от одного и достигает более 50 метров. Еще одной особенностью полетов над морем является то, что летчики работают на 100-километровом расстоянии от суши, поэтому должны уметь осуществлять точную штурманскую прокладку, держать высоту и скорость в условиях, когда полностью отсутствует ориентировка в морской среде. Затрудняет выполнение задач и то, что на безориентирной местности труднее держать соответствующую высоту полета, ведь водная поверхность всегда «ворует» дистанцию между летательным аппаратом и морем.
В рамках летно-тактических учений противолодочные вертолеты отработали уничтожение целей противника с применением бомбометания. Летчики провели расчеты и определили точные координаты условной подводной цели. Учли скорость подводной лодки противника и время, за которое он дойдет до определенной точки нанесения удара. Также, находясь в море, морские авиаторы провели разведку и наблюдение за надводной обстановкой, осуществили меры поисково-спасательного обеспечения с фактическим оказанием помощи пострадавшему на воде и его эвакуацией в ближайшее медицинское учреждение.
Еще одной особенностью является новацией трехдневных маневров стала отработка мероприятий передислокации различных грузов воздушным путем на значительное расстояние. На этот раз впервые в истории применения отечественной морской авиации произошло перемещение бронемашин весом более 2,8 тонны. Кроме перевозки Humvee, летчики доставили в назначенное место вооружения, в частности 120-миллиметровые минометы и зенитные установки, боеприпасы и провизию. Транспортировка осуществлялась в различных метеорологических условиях, днем и ночью.
- Этот элемент подготовки очень важен. В бою возникают различные ситуации, например, нужно доставить оружие и боеприпасы через водную преграду нашим основным силам. Здесь решающее значение имеет скорость и правильность действий летчиков, отличная слаженность экипажей, - отмечает полковник Виктор Гнасевич.
О масштабности действий морских авиаторов в ходе этих учений ярко свидетельствует то, что впервые за длительный период нашим летчикам удалось восстановить способности посадки самолетов Ан-26 и Ан-2 на грунтовую полосу в обычных полевых условиях и, соответственно, взлета с нее.
- Грунтовую полосу готовили очень тщательно, все же это было обычное поле. Верхний слой земли специально утрамбовывали катком, чтобы он не проседал при посадке самолетов. Оборудовали полосу длиной более 2 км так, чтобы ее с неба «узнали» только наши летчики, - добавляет временно исполняющий обязанности заместителя командующего ВМС ВС Украины по морской авиации и противовоздушной обороны.
Кроме того, самолеты морской авиации обеспечили десантирование подразделений специального назначения в определенные районы для проведения стабилизационных действий в кризисном районе.