16.07.18 

ImageАлександр Лукашенко своим распоряжением вернул в государственную собственность Оршанский авиаремонтный завод, контроль над которым с 2011 года находился у двигателестроительной компании «Мотор Сич».

Ее основного совладельца, украинского олигарха Вячеслава Богуслаева, больше не рады видеть в Минске. Судя по событиям последних лет, «белорусский проект» Богуслаева вызвал в равной степени недовольство в Москве и в Киеве.

11 июля Александр Лукашенко посетил Оршанский авиаремонтный завод (ОАРЗ), где перед телекамерами объявил, что предприятие возвращается в собственность государства, и потребовал восстановить его эффективную работу.

«Собственника уже здесь нет. Собственники - вы (государственные организации). Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня», - заявил белорусский президент.

Прямо там, на заводе, в ходе «показательной порки» чиновники доложили Лукашенко, что уже подготовлен и проводится процесс возвращения завода в собственность государства. В ответ начальник Беларуси высказал ряд нареканий в адрес Министерства транспорта, которое якобы «недосмотрело» за украинским инвестором в лице «Мотор Сич».

«Тут работают мои люди - белорусы работают, русские. Какая разница, кому принадлежат эти акции. Это наша задача, чтобы люди здесь получали нормальную заработную плату», - сказал Лукашенко, обращаясь к министру Анатолию Сиваку. - Завод должен работать, чего бы это ни стоило. Заводу не только быть - этот завод должен иметь перспективу развития. И положите мне на стол архитектурный проект и прочее с учетом того, что здесь делает бизнес для расширения аэропорта и так далее».

Взлет...

Вся эта история началась 30 декабря 2011 года - в этот день Александр Лукашенко подписал распоряжение 335рп, по которому государство продало свой пакет акций (99,2%) ОАО Оршанский авиаремонтный завод (ОАРЗ) двум стратегическим инвесторам: ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» (Беларусь) и ПАО «Мотор Сич» (Украина).

«Системы инвестиций и инноваций» (их контролирует белорусский бизнесмен Александр Садовой) получили 1 488 171 акцию, ПАО Мотор Сич - 2 232 256 акций (около 60%). Стоимость покупки с украинской стороны, по данным «Интерфакса», оценивалась в $1,1 млн.

Украинская компания предполагала начать с обустройства в Орше сервисного центра, который бы специализировался на ремонте и модернизации вертолетов советского/российского производства. Бизнес-план проекта предусматривал, что 80% заказов будут поступать из России (и не менее половины их - от российских военных). Предполагалась, в частности, ремоторизация сперва легких многоцелевых вертолетов Ми-2, а затем и боевых типа Ми-24 и Ми-35 - на них предполагалось устанавливать новые движки от «Мотор Сичи», намного более современные.

Далее планировалось развернуть уже собственное производство вертолетов на площадях ОАРЗ, с использованием корпусов из России, двигателей «Мотор Сич», а также белорусской оптики, электроники и систем управления. По неофициальным данным, в момент приватизации оршанского завода Лукашенко поставил Богуслаеву условие: максимально большое число комплектующих должно производиться на белорусских предприятиях. Также в рамках инвестиционного договора Вячеслав Богуслаев должен был с 2012 по 2016 годы вложить в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей предприятия не менее $12 млн, увеличить их загрузку, провести ремонт и благоустройство объектов социальной сферы завода и городского поселка Болбасово.

В первое время у купленного украинцами завода дела шли не особенно хорошо - «Мотор Сич» и ОАРЗ «притирались» друг к другу. Затем наступил 2014-й, отношения между Россией и Украиной резко обострились. Для белорусско-украинского предприятия это означало, с одной стороны, потерю российского рынка (ключевого), но с другой - новые пути развития. 2 апреля 2014 года в Барановичах, посещая ОАО «558 Авиационный ремонтный завод», Александр Лукашенко поставил задачу организовать в Беларуси производство самолетов и вертолетов.

«Что такое произвести сегодня в Орше вертолет? Не проблема, если там будет "Мотор Сич" с двигателем. Двигатель есть, еще купить пару-тройку сложных приборов, которые, может быть, и не надо у нас производить. А все остальное - бери и клепай, делай корпус», - сказал Лукашенко. В качестве потенциальных партнеров, помимо России, глава Беларуси назвал Украину: «Там все-таки оборонка приличная, в том числе ваш интерес. Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине. Момент нормальный... Его надо использовать не только для себя, но и для внешнего рынка и Российской Федерации».

Все распоряжения Лукашенко были приняты к исполнению. В том же 2014-м в Орше усилиями специалистов «Мотор Сичи» был налажен выпуск белорусско-украинского вертолета Ми-8МСБ - сильно модернизированной версии российского Ми-8. Его ключевым элементом стал новый двигатель производства «Мотор Сич», обеспечивший экономию до 20% топлива и рост дальности полета до 600 км, а максимальной высоты - до 9.150 м (против 4.500 м у российского Ми-8Т). 

Параллельно официальный Минск начал намекать Богуслаеву, что неплохо было бы перенести в Оршу производство компактных газотурбинных двигателей МС-350 и МС-400 для крылатых ракет. Дело в том, что в том же 2014-м, глядя на действия России в отношении Украины, Александр Лукашенко приказал наладить выпуск собственных ударных вооружений, в том числе ракет - а они ранее никогда в Беларуси не производились. Вскоре Госвоенпром РБ выкатил проект собственной белорусской крылатой ракеты «Аист». В ней-то и предполагалось использовать двигатели, разработанные компанией «Мотор Сич» на базе еще советского Р-95-300.

...и падение

С созданием белорусской крылатой ракеты дело не заладилось - было создано лишь несколько опытных образцов. Заказы на модернизацию авиатехники от белорусской армии поступали, но их было слишком мало, чтобы обеспечить работой огромное предприятие. К тому же любой госзаказ в Беларуси - это мало прибыли, но очень много головной боли.

После того, как прекратили поступать заказы из России, ОАРЗ старался максимально расширять географию заказов, оказывая услуги для Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно руководство искало, чем еще, кроме вертолетов, можно загрузить производственные мощности. Но прибыли для развития предприятия не хватало.

В конце 2014 года прозвучал «тревожный звонок»: 16 октября Лукашенко в своей манере вызвал Богуслаева «на ковер» и устроил ему публичную выволочку. «Если бы вы пришли на это предприятие перекантоваться, как у нас говорили, или пережить какие-то времена, или сделать еще что-то второстепенное, и не было перспективы - неважно, это акционерное общество или нет, приобрели его или не приобрели - у нас есть жесткий опыт поведения с такими акционерами и такими "пришельцами". Мы с ними разрывали отношения, даже с американскими компаниями. Шуму, гвалту было много, но все понимали, что мы правы».

Правда, белорусский президент и ложку меда добавил: «Но я вижу, что, может быть, не в полном объеме, может быть, не так, как я хотел бы, все-таки это предприятие (Оршанский авиаремонтный завод) работает не хуже, по крайней мере, чем было, даже лучше работает».

Однако в конце Лукашенко все равно дал понять, что за Богуслаева в Беларуси, чуть что, никто не заступится: «Я очень боюсь пришлых олигархов сюда, очень боюсь, чтобы эти олигархи у нас, не дай Бог, не появились, да и не начали управлять страной, как это принято, не будем указывать пальцем, в других государствах. Поэтому я очень осторожно к этому вопросу отношусь».

Потом наступило затишье, и по-настоящему серьезные проблемы у белорусского бизнеса Богуслаева начались уже в 2017 году. Сперва не был выполнен в срок заказ по ремонту вертолетов для белорусской армии. Затем белорусский бизнес-партнер Богуслаева Александр Садовой (совладелец ЗАО «Системы инвестиций и инноваций», примерно 40% акций ОАРЗ) начал играть против него - писать жалобы в Генпрокуратуру на неправомочные действия назначенных украинской стороной топ-менеджеров ОАРЗ.

Предприятие тем временем несло убытки: по итогам 2017-го задолженность Оршанского АРЗ втрое превысила выручку. Начались проверки - сперва Комитета Государственного Контроля (КГК) Беларуси, а затем и прокуратуры. В отчете КГК, например, говорилось: «Можно говорить о серьезных нарушениях законодательства со стороны бывшего руководства завода, назначенного украинским акционером, и должностных лиц «Мотор Сич». Данные нарушения привели к срыву ряда контрактов, заключенных с иностранными предприятиями, а также белорусским заказчиком, финансируемым из бюджета. Вызывает сомнение стоимость поставленных на завод материальных активов, а также обоснованность их отнесения к инвестициям».

В конце апреля в Орше прошло собрание акционеров Оршанского авиаремонтного завода, на которое прилетел и Вячеслав Богуслаев. Но решение о возвращении ОАРЗ в собственность Беларуси уже, видимо, было принято. «Белорусский акционер - «Системы инвестиций и инноваций» - 10 апреля сообщил о готовности вернуть акции государству, украинский - «Мотор Сич» - 27 апреля сказал, что также готов вернуть акции предприятия государству», - сообщило агентство «Интерфакс-Запад».

Некоторое время стороны еще рассчитывали как-то договориться. Богуслаеву неофициально предложили приехать на переговоры в администрацию Лукашенко и добровольно отдать все акции ОАРЗ, а также заплатить «неустойку за ненадлежащее выполнение инвестиционного договора». Тогда против него не будут возбуждать уголовное дело и даже позволят дальше вести бизнес в Беларуси. Однако в Минск Богуслаев больше не поехал, вместо этого дал 3 мая интервью агентству «Интерфакс-Украина», в котором заявил, что все претензии белорусской стороны к нему надуманны, сам он как инвестор свои обязательства выполнил «на 110%», а проблемы Оршанского АРЗ связаны с политикой и прежде всего со взаимными санкциями РФ и Украины, из-за которых ОАРЗ не может закупать в России запчасти и комплектующие. 

15 мая Генпрокуратура Беларуси возбудила уголовное дело в отношении бывшего гендиректора завода и должностных лиц ПАО «Мотор Сич» из-за превышения служебных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Сообщение на сайте ведомства гласило: «В ходе проверки деятельности акционеров ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» сотрудники управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генпрокуратуры осмотрели помещения представительства ПАО «Мотор Сич» (Украина) в Беларуси и изъяли документы, относящиеся к деятельности украинского инвестора на территории нашей страны. ... По результатам проверочных мероприятий Генпрокуратурой в отношении бывшего генерального директора завода и должностных лиц ПАО „Мотор Сич" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК (Превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия)».

Тогда же пошли разговоры о том, что «богуслаевский» пакет акций ОАРЗ передадут в собственность государственной компании-экспортеру вооружений «Белспецвнештехника». (Совпадение или нет, но в октябре 2017 года на должность директора «Оршанского авиаремонтного завода» был назначен Павел Случак, который прежде работал начальником управления авиатехники «Белспецвнештехники».)

«Неудобный» проект

В данном случае мы видим, что, так скажем, «особенности» ведения бизнеса в Беларуси (полная незащищенность частной собственности, возможность ее отнять простым решением чиновников) наложились на то, что «белорусский проект» Богуслаева вызвал раздражение как в Москве, так и в Киеве.

Российская сторона публично возмутилась появлением «самостоятельного» Ми-8МСБ, созданного без учета российских интересов, без соответствующей лицензии и передачи авторских прав. А неофициально - еще и попыткой Беларуси создать собственную крылатую ракету в кооперации с Украиной. Это в понимании Кремля как-то не укладывалось в «союзнический» статус Минска.

В свою очередь, у официального Киева деятельность «Мотор Сич» на ОАРЗ вызывала глухое раздражение из-за того, что через свою белорусскую «дочку» Богуслаев пытался обходить санкции, наложенные на военно-техническое сотрудничество с Россией.

В результате на белорусское руководство начали давить и из Киева, и из Москвы - и россияне, и украинцы угрожали сокращением взаимной торговли, а в Кремле еще и пригрозили перестать отправлять российскую военную технику на белорусские заводы для ремонта и модернизации. После этого судьба «белорусского проекта» «Мотор Сичи» была предрешена...

Джерело Lb