24.07.18 

International Airlines Group (IAG), Ryanair, easyJet и Wizz Air подали в Еврокомиссию жалобу в связи с забастовками авиадиспетчеров во Франции, которые ограничивают фундаментальные принципы свободы передвижения в пределах ЕС.

Авиакомпании не ставят под сомнение право на проведение забастовок, однако считают, что Франция нарушает законодательство ЕС, исключая авиаперелеты над своей территорией страны во время забастовок. Пассажиры рейсов, которые выполняются в обход территории Франции, лишены своего базового права свободно путешествовать между странами-членами ЕС, которые обошли забастовки.

В этом году количество забастовок представителей авиадиспетчерской службы выросла на 300% по сравнению с 2017 годом. В прошлом месяце французский Сенат подтвердил, что Франция единолично несет ответственность за 33% задержек авиарейсов в Европе. Сенат также отметил необходимость сбалансированности между реализацией права на проведение забастовок и обязательством предоставлять услуги гражданам (*).

Вилли Уолш (Willie Walsh), исполнительный директор IAG сказал: "Право на забастовку должно быть сбалансированное свободой передвижения. Забастовки французских диспетчеров затрагивают не только пассажиров, путешествующих в или из Франции. Задержки и сбои возникают в ходе выполнения рейсов, которые вынуждены выполняться в обход Франции, особенно тех, которые пролегают над Марселем и Средиземноморьем. Это влияет не только на работу авиакомпаний, но и наносит значительный ущерб туризма и экономике Испании ».

В представленной жалобе указано о существовании юридического прецедента ситуации. Так, в 1997 году Испания подала жалобу в Еврокомиссию после того, как страна получила многолетние убытки в результате отказа французских фермеров экспортировать фрукты и овощи в ЕС. Европейский Суд вынес постановление против Франции, поскольку французские власти не справилась с ситуацией, вызванной действиями фермеров, и не смогла обеспечить свободное передвижение товаров (**).

Майкл О'Лири (Michael O'Leary), Исполнительный директор Ryanair отметил: "Европейские поставщики авиадиспетчерских услуг достигли точки кипения: сотни рейсов задерживаются и отменяются ежедневно как из-за забастовок авиадиспетчеров, так и из-за нехватки персонала в европейских авиадиспетчерских службах. Когда такие забастовки проходят в Греции или Италии, авиаперелеты над их территорией осуществляются в обычном режиме. Почему Франция не поступает так же? Поставщики авиадиспетчерских услуг (особенно в Германии и Великобритании) прячутся за неблагоприятными погодными условиями и эвфемизмами вроде «ограниченные возможности» в то время, как причина заключается в отсутствии достаточного количества авиадиспетчеров для обслуживания всех рейсов, стоящих в расписании. Такие перебои неприемлемы, и мы призываем европейское правительство и Еврокомиссию принять безотлагательные и решительные меры, чтобы обеспечить достаточное количество специалистов авиадиспетчерских служб и бесперебойное осуществление авиаперелетов над территориями, на которых проходят забастовки - во избежание ситуации, которая неоднократно повторяется с Францией ».

Йохан Лундгрен (Johan Lundgren), Исполнительный директор easyJet сказал: "Мы в полной мере уважаем право на забастовку и провели содержательные переговоры с представителями европейского и французского правительств, чтобы решить данный вопрос. К сожалению, пока наши пассажиры видят лишь незначительный прогресс в решении ситуации, поэтому мы вынуждены прибегнуть к следующим шагам - в частности, из-за длительного отраслевой забастовку этого года, который на сегодня происходит уже 29 дней ».

Джозеф Варади (József Váradi), Генеральный директор Wizz Air подчеркнул: "Несостоятельность представителей французских авиадиспетчерских служб обеспечить бесперебойные услуги надлежащего качества привела к тому, что планы тысяч пассажиров было возбуждено или сорвана, а авиакомпаниям приходится преодолевать последствия. Решение сложившейся ситуации должно стать приоритетом для европейских властей. Европейские граждане и бизнес не должны становиться заложниками национальных отраслевых проблем ».

Согласно Европейской организацией по безопасности аэронавигации (Евроконтроль), в связи с забастовками представителей авиадиспетчерской службы зафиксировано более 16 000 задержанных рейсов в течение периода до июня этого года, от чего пострадали более 2 млн пассажиров.

Прошлым летом Европейская Комиссия сообщила, что с 2005 года в Европе произошло более 357 забастовок. Это равноценно почти одному месяцу в год, когда случаются сбои рейсов в авиапространстве ЕС.

24 июля 2018 IAG19

Примечание

(*) Сенат Франции, отчет от 13 июня 2018 по ссылке: http://www.senat.fr/rap/r17-568/r17-5681.pdf.

 (**) Решение Суда Европейского Союза от 9 декабря 1997, Комиссия Европейских Сообществ против Франции (дело об испанской клубнике), Дело С-265/95.