На сайте киевского горсовета зарегистрирована петиция о запрете взлетов и посадок самолетов в ночное время в аэропорту «Киев».
По словам автора петиции киевлянки Елены Мельник, столичный аэропорт обслуживает огромное количество рейсов, что делает «проживание в зоне транспортного коридора опасным и невыносимым».
«Невозможно привыкнуть к шуму, особенно к тому, который исходит от Boeing. В европейских странах действуют нормы на шумовое загрязнение. Необходимо запретить ночные полеты, особенно эксплуатацию самолетов, которые создают шум, превышающий шумовые нормы», - написала инициатор сбора подписей
Чтобы столичная мэрия приняла к рассмотрению петицию, за три месяца ее должны подписать как минимум 10 тыс. человек. На сегодняшний день петиция набрала полторы тысячи подписей.
Киев может использовать мировой опыт в решении проблемы шумового загрязнения, уверен глава авиационного комитета во «Всеукраинском центре реформ транспортной инфраструктуры», авиационный эксперт Богдан Долинце.
- В мире есть города, в которых ограничены или полностью запрещены взлеты-посадки в ночное время. Таких примеров не так много: в большинстве случае речь идёт о небольших аэропортах. В некоторых городах используется финансовый инструмент: тарифы на обслуживание в аэропорту проводится по более высокому - в два-три раза - тарифу. Таким образом город получает компенсацию за неудобства для жителей из-за взлетов и посадок в ночное время. Аэропорт не блокируется, при этом создаются условия, когда перевозчики сами заинтересованы летать в другое время суток.
Что касается шума от самолетов: наблюдается тенденция вводить ограничения на полеты в ночное время для больших самолетов, которые создают больше шума. В Европе используется тарификация, привязанная к шкале по авиационным шумам. Например, когда украинский самолет «Руслан» приземляется где-нибудь в Германии, то компания платит значительно более высокий портовый сбор только из-за того, что у него старые и очень шумные двигатели.
Инициатива имеет право на жизнь, вопрос в другом: есть ли у мэрии полномочия ограничивать работу предприятия?
- Согласно данным ВОЗ, 2% все смертей вызвано заболеваниями, связанными с повышенным шумом. При этом предельный безопасный для здоровья уровень звука - 85 дБ в течение 8 часов. Как столичные жители могут проверить уровень авиашума вблизи а/п «Киев»? Насколько безопасно жить возле крупных а/п?
- Любой шум имеет свойство угасания в зависимости от расстояния до его источника. Поэтому в каждом отдельно взятом доме он может существенно отличатся. Это в первую очередь зависит от качества самого здания и наличия шумоизолирующих материалов. В последнее время строители с целью удешевления драгоценных метров используют, в лучшем случае, самые дешевые шумопоглощающие материалы, которые не способны защитить даже от уличного шума.
Измерить уровень шума в домашних условиях можно - существуют специальные приборы, однако они имеют большую погрешность. Для получения официального заключения об уровне того или иного шумового воздействия придется заплатить за экспертизу организации, которая проводит соответствующие замеры.
Много аэропортов по всему миру расположены в черте города. При этом нет научно обоснованных фактов, которые бы подтверждали значительное влияние на уровень смертности в районах близ аэропортов. Не меньше шума возникает, например, при работе городского транспорта или железной дороги. При этом длительность и интенсивность такого рода шумов существенно выше. Особенно остро эта проблема стоит для жителей домов возле оживленных шоссе. Тем не менее, никто не требует на ночь останавливать железнодорожное сообщение или перекрывать шлагбаумом дороги между областными центрами.