Внимание - жилеты
- Уважаемые пассажиры, проходите по салону, не создавайте пробки! Сейчас все займут свои места - и вы спокойно положите ручную кладь на полки, - вежливо просила путешественников бортпроводник-инструктор Оксана Лавшук.
Но наш народ просьбами не возьмешь! Люди упорно продолжали пристраивать свои пакеты над креслами, заблокировав проход по салону самолета остальным 170 пассажирам. В этот момент мы впервые позавидовали выдержке стюардесс...
Наконец все расселись по местам. Дверь закрыли. Двигатели загудели - и аэробус приготовился выруливать на взлетную полосу. Нам же предстояло провести инструктаж по использованию аварийно-спасательных средств. В свете недавней авиакатастрофы в Иркутске мы ожидали, что пассажиры проявят к этому особый интерес... Тем более лететь-то над Черным морем - вдруг, не дай Бог, вынужденная посадка на воду, а вы не знаете, как жилетом пользоваться?! Но народ проявил крайнюю беспечность: кто-то зевал, кто-то оживленно болтал в предвкушении отдыха на знаменитом турецком курорте, а большинство прилипло к иллюминаторам и замерло. В общем, нас слушали единицы. А зря.
Спасти за 90 секунд
Аэробус А-320 укомплектован аварийно-спасательными средствами, что называется, под завязку.
- Пристегните ремни, - начал "демонстрационную программу" бортпроводник Сергей Зеленский, одновременно показывая, как именно это делать. Затем перешел к жилетам - правда, пассажиров учат пользоваться ими только в тех рейсах, когда нужно пролетать над водной поверхностью. Хранятся они под каждым креслом.
- При необходимости надеваете жилет через голову и резко дергаете за шнурки с обеих сторон - открываются баллоны со сжатым кислородом - и жилет надувается! - рассказывает Сережа. - Только не делайте этого в салоне - вы затрудните эвакуацию.
Ремнями и жилетом спасательные средства аэробуса не ограничиваются. В случае разгерметизации салона на пассажиров сверху автоматически выпадают кислородные маски. Причем на каждый ряд из 3-х кресел приходится по 4 маски - на случай, если у кого-то на руках ребенок. Кроме того, в аэробусе есть 8 аварийных люков и надувные трапы.
Поскольку главная задача бортпроводников - обеспечить безопасность пассажиров, в их арсенале аварийно-спасательных средств (дополнительно к вышеперечисленным) есть набор для выживания. Он включает опреснители воды, сигнальные патроны, фонари, кислородное оборудование, дымозащитные капюшоны, огнеупорные перчатки и т. д.
- В случае аварийной посадки мы должны в течение 90 секунд провести эвакуацию всех пассажиров А-320, - рассказывает бортпроводник Юрий Желейкин.
- Но вас в салоне всего 4 человека, а пассажиров - 180. Как это возможно технически?
- По инструкции мы можем привлечь помощников из числа пассажиров. Делается это так: как только станет понятно, что самолет будет совершать аварийную посадку, мы визуально должны выбрать 6-10 человек, которых мы отзовем в сторону и проведем с ними инструктаж. Как правило, это крепкие и сильные с виду мужчины. За каждым из них мы должны закрепить определенный участок салона - потом эти люди будут помогать нам организованно выводить пассажиров.
- А между вами самими - в смысле бортпроводниками - салон условно как-то разделен?
- Конечно. У нас есть специальный чек-лист - там указаны зоны самолета, за которые мы индивидуально отвечаем. Перед каждым полетом мы лично проверяем каждый свой участок на наличие аварийно-спасательных средств.
Закурил - отвечай
Впрочем, в любом рейсе находятся пассажиры, которым требуется помощь - как минимум психологическая. В нашем случае в самолете оказался мужчина, который панически боялся летать: он дрожал, при каждом вздрагивании аэробуса хватался за поручни и постоянно отхлебывал что-то из фляги (судя по запаху, коньяк).
- Практически в каждом рейсе попадаются люди, которые бояться летать, - говорит Оксана Лавшук. - И, что интересно, в абсолютном большинстве это мужчины. Паникующая в самолете женщина - редкость. Зато представители сильного пола тут отличаются... Самое безобидное, что они могут сделать, - это попросить стюардессу посидеть рядом с ним во время полета. В таких случаях мы стараемся установить с пассажиром тактильный контакт, держим его за руку и разговариваем с ним - стараемся убедить, что мы его не бросим и никуда от него не денемся.
- А медицинскую помощь приходится оказывать на борту?
- Да. Такое тоже бывает: случались и сердечные приступы, и приступы эпилепсии. Но мы к этому подготовлены, поскольку все прошли медицинские курсы.
- Хорошо, а если драка во время полета? Такое ведь тоже может случиться.
- Да, и это бывает. Тогда мы пытаемся разнять драчунов. Если не удается, просим помощи у других пассажиров и обязательно рассаживаем участников конфликта в разных частях самолета. Сразу после этого мы связываемся с аэропортом - и по приземлении у трапа нас уже встречает полиция: мы передаем нарушителей правоохранителям. Та же участь ждет тех, кто, несмотря на запрет, все же закурил в самолете.
Кушать подано!
Пока мы расспрашивали бортпроводников об особенностях их работы, настало время кормить пассажиров. Это особая церемония - ее туристы ждут с особым нетерпением.
Рацион питания в полете зависит вцелом от политики авиокомпании и от продолжительности и вида рейса: во время перелетов внутри страны пассажирам предлагаются напитки, конфеты и печенье. Если же это международный рейс, то путешественников потчуют по полной программе (а бывает и несколько раз - когда лететь предстоит несколько часов)... Наших пассажиров, направляющихся в Анталию, мы кормили горячим мясом, рисом, салатами, пудингом и печивом! Да, предлагались даже спиртные напитки - каждый мог выбрать "сто граммов" того, что ему по душе: красные или белые вина, коньяк и т. д.
- Цех бортпитания авиакомпании "Донбассаэро" находится в Донецке, - говорит стюардесса Екатерина Ситникова. - Перед каждым полетом качество продуктов обязательно проверяется службой сервиса.
- Как вы храните еду?
- График полетов построен так, что самолет летит в пункт назначения, высаживает пассажиров, набирает новых и летит назад. То есть продуктами самолет загружается сразу - из расчета "туда" и "назад". В рейсе "туда" продукты не успевают испортиться, поскольку мы практически сразу начинаем кормить людей. То есть часть съестного уходит. Остальное (для обратного рейса) мы прокладываем хладогенами - такова технология.
- Пилотов тоже кормите?
- Конечно. Но тут специальная технология: сначала мы приносим обед одному пилоту и только через полчаса - второму. Причем их рационы должны отличаться, дабы исключить возможность пищевых отравлений. Таким образом мы перестраховываемся: если вдруг одному станет плохо после еды, то второй возьмет управление самолетом на себя.
- А сами вы успеваете есть в полете?
- Очень редко.
Муравьи, на вахту!
Наконец, все поели, попили, успокоились. И начинается финальная часть полета - посадка! Пассажиров снова настоятельно просим пристегнуть ремни. Понимают не все - народ уже мысленно гуляет по Анталии. Просим еще раз - на этот раз действует! 20 минут шума в ушах - и мы на турецкой земле!
Честно говоря, мы готовились к тому, что сейчас вместе с бортпроводниками будем убирать салон самолета: люди-то у нас какие - бумажек набросали, жевательных резинок наприклеивали, кто-то обивку кресел проковырял... Но нет! Оказывается, наводит порядок в самолетах и готовит их к следующему рейсу специальная служба. Эти люди, словно муравьи: набежали вчетвером, за 10 минут все привели в идеальное состояние - и отправились марафетить очередной самолет. Все четко и слаженно!
Нам же оставалось только сдать "вахту" и отправиться бродить с экипажем по Турции. Благо, возвращаться домой по графику нам предстояло только через 3 дня.
В тему
Украинских бортпроводников готовят в специализированном учебно-тренировочном центре в Киеве. Обучение длится 1,5 месяца. Обязательно изучаются психология, медицина, иностранные языки, основы авиации. Правда, попасть туда не так-то просто - требуется хорошая физическая подготовка. 80% желающих обучиться мастерству бортпроводника не проходят конкурсный отбор по причине сердечно-сосудистых заболеваний и болезней дыхательных путей - особенно ринитов. Проще говоря, в стюардессы не берут тех, кто когда-либо переболел гайморитом.
Кстати
Одним составом на все рейсы бортпроводники не летают. Куда он отправится на следующий день, каждый из них узнает индивидуально вечером накануне... На следующий день они соберутся за 1,5 часа до вылета, распределят между собой обязанности, проверят чек-лист - и в небо! При этом они должны непременно договориться с пилотами об условном сигнале доступа в кабину - на случай захвата террористами. На каждый рейс - свой пароль. Если пытающийся зайти в кабину к пилотам бортпроводник произнесет фразу не так, автоматическую дверь ему не откроют.
Ну и ну!
Пассажиры бывают разными. В том числе – буйными.
- Летел как-то мужчина. Видно, на земле выпил, но заметно это стало уже в небе - там воздух разряженный и люди пьянеют гораздо быстрее, - говорит Оксана Лавшук. - Во время полета ему приспичило в туалет. Пошел - нет его и нет. Подхожу к двери, а она не закрыта. Смотрю - он сидит на унитазе и спит, прислонившись к стеночке. Причем мужик провалился в унитаз под тяжестью собственного тела. Пришлось звать его друзей-пассажиров на помощь, чтоб вытаскивали из плена своего товарища.
- Спасли?
- Конечно! У нас была и еще худшая история. Пассажир никак не хотел пристегиваться. Мы его практически силой заставили это сделать. Он сначала возмущался, потом вроде успокоился. Во время полета отправился в туалет и пропал... Где-то через полчаса подходит ко мне другой пассажир и просит пройти с ним к туалету. Подхожу - и что я вижу... Тот товарищ нашел сумки с личными вещами бортпроводников, открыл их и стал методично смывать нашу одежду в унитаз!!! Представляете! Он так нам мстил за то, что заставили пристегнуться! В общем, мы его затолкали назад в кресло - помню, наши ребята спрашивают его: "Зачем ты это сделал? Если объяснишь, не вызовем милицию..." Он так и не смог объяснить. Мы связались с землей, и при посадке нас встречали правоохранители.
К слову
Неожиданный курьез случился с пожилой пассажиркой рейса Донецк - Киев несколько месяцев назад... Люди зашли в салон, расселись по местам и приготовились взмыть в облака. Двигатели завелись, но по причине плохой погоды разрешения на взлет самолету не давали. Ожидание затянулось - и старушка заснула. Так продолжалось минут 40. Потом рейс и вовсе отменили - пассажиры стали покидать салон. Проснулась и бабулька.
- Ой, деточка, спасибо вам огромное! Никогда так спокойно не летала, - поблагодарила стюардессу пассажирка и направилась к выходу.
Женщина была уверена, что она уже в Киеве. Расстроить милую старушку бортпроводники так и не решились.
Екатерина КУЗИЧЕВА.
http://kiev.kp.ru/2006/08/01/new128646/