В конце октября в Стамбуле открывают новый мега-аэропорт. Как это отразится на МАУ, Борисполе и украинском авиарынке
Стамбульский аэропорт им Ататюрка связан прямыми рейсами с наибольшим количеством городов в 122 странах мира. Базовая авиакомпания, Turkish Airlines, выполняет из него полеты в 255 иностранных аэропортов и 49 турецких. Шесть из них украинские: Киев/Борисполь, Одесса, Харьков, Львов, Запорожье, Херсон.
В последние время при всех плюсах полетов с Turkish Airlines существовал и один существенный минус - стамбульский аэропорт Ататюрка - главный хаб авиакомпании стал плохо справляться с генерируемым ею пассажиропотоком.
Теснота в магазинах, кафе, залах ожидания и даже бизнес-лаунже стала его визитной карточкой. На пограничном контроле в час-пик можно было простоять больше часа в очереди на проверку.
Аэропорт просто задыхается в возросшем в 5,5 раз за последние 15 лет пассажиропотоке. При этом, Turkish Airlines создающая более 75% пассажиропотока в аэропорту, строит новые планы. Ее авиапарк только в этом году увеличится на 20%, соответственно вырастет и поток клиентов.
Предвидя такое развитие событий, турецкое правительство еще в мае 2013 года провело тендер на строительство нового аэропорта Стамбула. Его выиграл консорциум пяти турецких компаний Cengiz, Kolin, Limak, Mapa, Kalyon. Новый аэропорт построили за пять лет, инвестировав около 22 млрд евро. На 29 октября 2018 года запланировано его торжественное открытие.
Новый аэропорт Стамбула должен стать крупнейшим и самым современным аэропортом в мире.Он позволит существенно разгрузить транзитные операции Turkish Airlines в базовом аэропорту, ускорить обслуживание пассажиров на всех этапах и повысить качество сервиса.
В новом аэропорту Стамбула появится крупнейший в Турции терминал площадью 1,4 млн кв м. Это в 14 раз больше, чем терминал D аэропорта Борисполь. Общая площадь магазинов Duty Free составит 55 000 кв. м (столько же в киевском ТРЦ Караван) еще 32 000 кв. м займут рестораны и кафе (в два раза больше, чем торговая площадь обоих частей киевского Глобуса).
Общая площадь бизнес-залов составит 22 000 кв. м (в 1,5 раза больше, чем основной терминал аэропорта Жуляны).
Переезд в новый аэропорт Стамбула позволит Turkish Airlines существенно нарастить количество выполняемых полетов.
Украина для Turkish Airlines - важный иностранный рынок, с которого она "питает" свои дальнемагистральные маршруты. В 2017 году авиакомпания перевезла на украинских направлениях около 600 000 пассажиров. За 9 месяцев 2018 года пассажиропоток вырос еще на 27%.
Можно ожидать, что в ближайшие время Turkish Airlines еще сильнее нарастит присутствие в Украине , в первую очередь за счет увеличения количества рейсов на уже существующих маршрутах.
Так на направлении Стамбул-Одесса авиакомпания с сентября нарастила с 14 еженедельных рейсов до 21. С конца октября уже в новый аэропорт турецкая авиакомпания добавит три рейса к существующим семи из Львова. Также Turkish Airlines получила дополнительные частоты на маршруте Киев-Стамбул. И в ближайшее время сможет увеличить количество рейсов с 14 до 24 в неделю.
Авиационный рынок Украины с нового сезона окажется в очень интересном положении.
Во-первых, с открытием рейсов Ryanair и расширением предложений Wizzair значительно усилится конкуренция за дешевого пассажира, в первую очередь трудовых мигрантов и украинских молодых самостоятельных туристов.
Это может осложнить жизнь, как украинскому национальному перевозчику, так и крупным европейским компаниям, работающим на этих направлениях - особенно LOT и Lufthansa.
С другой стороны, увеличение количества рейсов Turkish Airlines еще сильнее оттянет на стамбульский аэропорт поток деловых и премиум путешественников, а также пассажиров дальнемагистральных рейсов. Турецкая авиакомпания и так считается одним из лидеров этого сегмента авиапутешествий из Украины, но устаревший аэропорт Ататюрка последние годы сдерживал его рост.
Надо учитывать, что корпоративный пассажир, как и туристы премиум класса, намного менее восприимчивы к цене на билет. Эта категория путешественников готова слегка переплатить за более комфортные условия полета и особый сервис.
Пока европейские традиционные сетевые авиакомпании в борьбе с лоукостерами все сильней упрощают и сужают свой сервис, Turkish Airlines наоборот его расширяет. Как пошутила в частном разговоре руководитель одной из крупнейших киевских авиакасс: "у европейских авиакомпаний от бизнес-класса осталась только цена и шторка между салонами".
Turkish Airlines - главный конкурент для всех авиакомпаний нашего региона, которые строят модель сетевого перевозчика. Особенно для тех, кто позиционируют себя как мост между Западом и Востоком: Lufthansa, AirFrance/KLM, LOT, Qatar Airways, Emirates Airlines, Аэрофлот и конечно МАУ.
Авиация - глобальный бизнес, в котором каждый игрок конкурирует с любым другим, действующем на том же рынке. Вероятно, после перебазирования в новый аэропорт Стамбула Turkish Airlines увеличит свое присутствие не только в Украине, но и на других рынках - в первую очередь, там, где возможен большой корпоративный поток пассажиров - в Западной и Восточной Европе, Скандинавии, Центральной Азии.
В ближайшие несколько лет авиакомпания получит 60 новых дальнемагистральных самолетов Airbus 350 и Boeing 787, более экономных и компактных, чем нынешние.
Для конкурентов это неутешительная новость. Открытие нового аэропорта Стамбула очень скоро почувствуют другие хабы региона - от лондонского авиаузла до Персидского Залива, а также другие сетевые авиакомпании.
В ближайший год-два непростая ситуация сложится на украинском рынке. Национальный перевозчик окажется между молотом (лоукостеры, "ворующие" пассажиров нижнего ценового сегмента ) и Turkish Airlines (забираютх верхний и даже средний сегмент).
Это настораживающая новость и для аэропорта Борисполь, чьи планы по развитию хаба может реализовать лишь МАУ. Украинскому национальному перевозчику придется непросто. Что делать? Ему можно порекомендовать поучиться у турецкого флагмана. Но не стоит слепо копировать модель конкурентов. Возможно, есть ниши, которые остались незамеченными турецким перевозчиком. Их и стоит использовать для собственного развития.