16 октября украинский учебно-боевой самолет-«спарка» Су-27УБ потерпел катастрофу. При возвращении на аэродром после выполнения боевой задачи в рамках масштабных международных военных учений «Чистое небо - 2018», которые проходили в Винницкой области с 9 по 19 октября, стал резко терять высоту и рухнул в поля между Хмельником и Бердичевом. Погибли два пилота: украинец Иван Петренко и американец Сет Неринг.
Почему не катапультировались?
Корреспондент народного еженедельника «Субота» отправился в военный городок Озёрное, где базируются части ВВС Украины, где долгое время жил и служил Иван Петренко. Пообщался со знакомыми и сослуживцами. Выслушал мнение друга и соратника погибшего Николая Кудлая.
По его убеждению, пилоты разбившегося Су-27УБ сознательно медлили с катапультированием - они «перетягивали» падающий самолет за населенный пункт. Иначе жертв авиакатастрофы было бы очень много. Летчики пожертвовали собой, чтоб не поставить под угрозу жизни мирных людей.
По мнению Ивана Кудлая, причиной авиакатастрофы, унесшей жизни украинского и американского летчиков, была техническая неисправность.
Николай до сих пор не может поверить в случившееся – ведь совсем недавно живой-здоровый Иван Петренко приезжал в Озерное на день городка. Что касается квалификации погибшего – он был лучшим пилотом в Озерном и одним из лучших в Украине.
Несмотря на то, что последний год Иван Петренко служил в Днепре, он был тесно привязан к Озерному. Здесь живет его семья. В Озерненском гарнизоне Ивана Петренко знает каждый. Его гибель для всех – трагедия.
Вот двухэтажный многоквартирный дом, где живет супруга и дочь Ивана Петренко. Открывает ее подруга. Говорит, что женщина не в состоянии с кем-либо общаться, ей очень тяжело. Об обстоятельствах гибели супруга ничего толком не знает, тело мужа пока не отдают.
Что мы знаем о погибшем американце?
Второй погибший - 44-летний подполковник Сет Неринг. Сослуживцы его прозвали Джетро.
Он - пилот 144-й эскадрильи Воздушных сил Национальной гвардии (ANG) из города Фресно, штат Калифорния.
- Пилот участвовал в совместном ознакомительном полете с украинским коллегой, - сообщил генерал-майор Клей Гаррисон, руководитель учений с американской стороны.
По его словам, Джетро - опытный летчик с 20-летним стажем: 15 лет летал на истребителях F-16 Viper, последние пять - на F-15 Eagle, на котором и прибыл на учения "Чистое небо - 2018".
Семьи и детей у Джетро нет.
Что известно о разбившемся СУ-27УБ
Буквы «УБ» в названии самолета означают, что это не обычный одноместный истребитель, а учебно-боевой с двухместной кабиной, в которой пилоты располагаются «тандемом», один за другим. Органы управления в УБ продублированы и синхронизированы, приборное оборудование – тоже. В режиме учебного полета летчик-инструктор, сидящий впереди, в любой момент может полностью взять управление на себя и исправить ошибку курсанта, сидящего у него за спиной. Однако самолеты данного типа – не просто летающие тренажеры. Они имеют вооружение и способны выполнять боевую задачу. Такие самолеты на жаргоне авиаторов называются «спарками».
Стоит заметить, что военный самолет (да и гражданский – тоже) – это не автомобиль. Невозможно просто сесть в кабину, запустить двигатель и пойти на взлет, а если какая-то неисправность – взять гаечный ключ, отвертку и устранить ее. Каждый час налета фиксируется, у каждого прибора самолета есть свой формуляр, в котором обозначены срок службы и дата замены. То же касается двигателей и составляющих планера.
Перед полетом проводится предполетное обслуживание самолета – авиатехник проверяет все системы и расписывается в бортжурнале о допуске борта к полету; после полета проводится, соответственно, послеполетное обслуживание. При этом авиатехник фиксирует замечания пилота при обнаружении дефектов. Все документируется, дефекты устраняются, что, опять-таки, документально фиксируется. При налете определенного количества часов самолет снимают с полетов и проводят необходимые регламентные работы (т.н. «формы») вплоть до смены двигателей. …Но, несмотря на все строгости, самолеты падают. Причинами катастроф бывают и ошибки пилотов, и возникшие в полете неисправности, и заводские дефекты, и недоработки при обслуживании самолетов на земле. Весьма вероятная причина авиакатастроф – столкновения с птицами.
В данном случае, возможно, имела место резкая потеря мощности двигателей. Причины расследуются. Как сообщил Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, отрабатываются 4 версии: человеческий фактор во время выполнения полета, техническая неисправность, заправка некачественным топливом или погодные условия, приведшие к катастрофе.
Вот только погибших парней уже не вернуть.