Выведет ли обновленный аэропорт Одессы туристическую отрасль на новый уровень развития
Туристы прилетают в Одессу, в первую очередь, ради самого города. Аэропорт, безусловно, для них не достопримечательность. Но только представьте, какой потенциал посещения Одессы зарубежными туристами уничтожается из-за банального отсутствия в городе современного аэропорта. Как же они могут влюбиться в Одессу, если они не могут сюда добраться самым быстрым и самым безопасным видом транспорта?
За 2017 год пассажиропоток одесского аэропорта составил более 1 млн пассажиров. Для понимания масштабов: это приблизительно столько же, сколько в аэропорту Львова. Но в целых 10 раз меньше, чем в Борисполе. И, совсем неприлично, в 44 раза меньше, чем в Барселоне.
Что же сдерживает развитие одесского аэропорта и как реализовать его потенциал?
Во-первых, речь идет о здании, построенном в далеком 1961 году. Это "аэровокзал". Именно так, аэровокзал, а не аэропорт. Официально. Одноименная "совковая" вывеска до сих пор висит, ее почему-то никто не удосужился снять и заменить на современную. На протяжении 40 лет "аэровокзал" почти не развивался. Соответственно, он морально и физически устарел и не отвечает современным стандартам. Его так и называют между собой - "сарай".
Лишь в начале 2017 года наконец-то был сдан в эксплуатацию новый терминал. Но даже к нему у многих пассажиров есть претензии - и по работе багажного отделения, и вообще по сервису. А самое главное - он принимает лишь прилетающие рейсы, а вылетающие по-прежнему обслуживаются в маленьком провинциальном "аэровокзале".
Еще одна ключевая проблема: единственная взлетно-посадочная полоса, которая в далеком 1986 году была усилена асфальтобетоном, уже катастрофически изношена и требует реконструкции. Но вместо этого ее лишь "латают". В итоге по нормам безопасности она еще проходит, но пассажиры ощущают тряску и вибрации. И справедливо обзывают ее "стиральной доской".
Авиакомпании даже не рискуют заходить в аэропорт с такой "взлеткой". В частности, известный лоукостер WizzAir покинул Одессу еще девять лет назад именно за-за состояния полосы. И даже в наши дни руководители WizzAir подчеркивают необходимость ремонта полосы как условия возврата лоукостера. Однако - "нет денег", говорят чиновники.
Причем, проблема не только в состоянии полосы, но и в отсутствии современного светосигнального и радиотехнического оборудования. В результате, как только в Одессе туманы и плохая видимость, аэропорт перестает обслуживать взлеты и посадки.
На этом фоне, обнадеживающим светом в конце туннеля стало строительство новой полосы, параллельной старой. Хотя разговоры о необходимости такого строительства ходили последние 20 лет, лишь в прошлом году заложили первый камень. Планируется, что полоса будет готова к началу 2020 года и сможет принимать современные типы "Боингов".
Но пока это разговоры о будущем. Нет, строительство действительно идет. Но проблемы с финансированием уже проявляются - правительство начинает просить местную власть поучаствовать в финансировании этого инфраструктурного объекта. При бюджете проекта в 1,7 млрд грн, Кабмин пока выделил меньше половины этой суммы. И это уже не говоря о том, что бюджет проекта был рассчитан в 2013 году, до значительной девальвации гривны, и смета будет пересмотрена в сторону серьезного увеличения.
Итак, по состоянию на сегодня, имеем лишь одну рабочую ужасную полосу. Для сравнения, в Барселоне аэропорт имеет три взлетно-посадочные полосы, в Анталье - тоже три, в Ницце и Венеции - две. Да, это примеры аэропортов "раскрученных" курортов с мировым именем. Поэтому Одессу удовлетворила хотя бы одна качественная "взлетка", как в аэропорту кипрской Ларнаки.
При этом, недавно руководство одесского аэропорта заявило, что в этом году аэропорт впервые в истории провел "масштабный ребрендинг". Под этим маркетинговым выражением оно имело в виду новый визуальный стиль, разработанный киевскими рекламщиками. А именно, слоган "мир вам" на разных языках, с образом гостеприимной мамы и персонажем в смешных брюках.
Вот только брендинг - это не исключительно об обертке и внешних атрибутах, но и том, что внутри. Иначе визуальный стиль не выполняет своей усиливающей пиар-функции и становится бессмысленным. Лишь когда будет построена новая современная взлетно-посадочная полоса, местечковый "аэровокзал" станет одесским аэропортом. И ни днем раньше.