Министерство обороны РФ объявило тендер на украинские авиадвигатели Д-436, которые производятся украинской компанией «Мотор Сич».
Максимальная стоимость контракта составляет 2 млрд рублей (примерно 30500000 долларов). Это следует из материалов, размещенных на портале госзакупок РФ. Поставка должна быть осуществлена до 10 ноября 2019 года. Итоги закупки планируется подвести 12 декабря.
Ориентировочная цена на новые украинские двигатели Д-436 составляет 180-190 млн рублей. Итак, российскому МО понадобилось около 10 двигателей.
Российские журналисты выразили большое удивление факту такой необходимости, ведь до этого власти РФ неоднократно заявляли о полном импортозамещения украинской авиапродукции. К тому же известно, что такие авиадвигатели входят в санкционный список Украины, и их прямые поставки в РФ невозможны.
Напомним, двигатель Д-436 используется в самолетах Ан-148 и Бе-200. Месяц назад совершил свой первый полет последний Ан-148, собранный в Воронеже на заводе ВАСО в соответствии с государственным контрактом, подписанным еще в начале 2013 года. Как заявляли до этого российские чиновники, в новых Ан-148 в них нет необходимости, потому что в РФ есть собственный и более современный Sukhoi Superjet 100.
Однако если в это еще можно поверить, то как россияне собираются выпускать новые самолеты-амфибии Бе-200 - не совсем понятно. Хотя Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ранее успокаивала, что уже давно вела работы по замене украинского двигателя на российский. Бе-200 может быть ремоторизован с помощью российско-французской силовой установки SaM146 (используется в самолетах SSJ-100), которая изготавливается в Рыбинске. Однако, на деле все далеко не так просто.
«Заменить двигатель - это не минутное дело. Пока планируется поставить SaM146 на Бе-200 только в 2020 году. Но это только планы. Бе-200 с новыми двигателями еще предстоит тестировать. То есть сейчас мы вынуждены прибегать к помощи «Мотор Сич», - говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Менять украинские двигатели на французско-российские на самолетах Бе-200 экономически очень невыгодно, просто потому, что большого спроса на них со стороны рынка нет, - считают другие российские эксперты.
«Заказов практически нет, а ремоторизация - это долгий и дорогой процесс. Более того, необходимо модифицировать двигатели SaM146 под работу в агрессивной среде, например, соленой воде. Это тоже дорогие работы, за которые кто-то должен заплатить. А зачем, если сформированного портфеля заказов нет и, судя по всему, не будет, потому что самолет хороший, но рынком не востребован в больших объемах», - считает глава портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. За 20 лет было произведено лишь 12 самолетов Бе-200. К тому же МО РФ даже не имеет собственных Бе-200.
Роман Гусаров считает, что, скорее всего, двигатели Д-436 нужны для Ан-148, которые уже есть в эксплуатации военного ведомства. Хотя производство самолета закрывается, но десятки машин продолжают летать, и им может потребоваться замена двигателя или ведомство хочет иметь резервные агрегаты.
Напомним, в России эксплуатируется 32 Ан-148, из них 15 бортов принадлежит Минобороны, шесть - специальному летному отряду «Россия», а еще два - МЧС.