После Ryanair и Wizzair ограничения по багажу решила ввести и украинская авиакомпания МАУ
В последнее время лоукост-авиакомпании меняют правила
перевозки багажа. Так, с 1 ноября вступили в силу новые
правила Ryanair и Wizzair, что спровоцировало волну возмущений
в соцсетях и скандал в зарубежных СМИ. Люди жалуются, что
с введением новшеств перелеты на лоукостах перестают быть бюджетными.
Дескать, теперь, покупая билет за 15 евро, рискуешь заплатить все 50.
После Ryanair и Wizzair ограничения по багажу решила ввести
и украинская авиакомпания МАУ (хотя МАУ лоукостером не является).
«ФАКТЫ» выясняли, почему авиакомпании вводят все новые и новые
ограничения, к чему это приведет и как сэкономить на покупке билетов.
Что именно изменилось в правилах МАУ
Новые правила МАУ касаются провоза ручной клади. Сейчас пассажирам эконом-класса в салон можно проносить одну сумку весом до 7 килограммов размером 55×40×20. Кроме этого, можно было взять с собой еще одну дамскую или мужскую сумку, небольшой фотоаппарат, один портативный компьютер, один зонтик или трость, одну единицу верхней одежды, пару костылей и газету или журнал. Единственное условие - чтобы общий вес этих вещей не превышал 5 килограммов.
С 15 января 2019 года правила провоза ручной клади изменятся. Пассажирам эконом-класса по-прежнему будет разрешено проносить сумку весом до 7 килограммов. Но из дополнительных вещей: максимум верхнюю одежду или зонтик. Дамскую сумку с собой уже не возьмешь. Дополнительные вещи - такие как пакеты Duty Free, ноутбук, прессу, фотоаппарат, бинокль, портплед - отдельно тоже не пронесешь. Взять их можно, но они должны быть упакованы в единственную сумку весом до 7 килограммов. За то, чтобы взять с собой на борт еще одну сумку весом до 5 килограммов, придется в аэропорту доплатить 15 евро.
«ФАКТЫ» спросили у авиакомпании, с чем связаны такие нововведения. В пресс-службе МАУ нам сообщили, что дело вовсе не в желании компании больше заработать:
«Введение новых правил перевозки ручной клади связано с тем, что довольно часто пассажиры становились заложниками переполненных багажных полок в салоне самолета из-за крупногабаритных сумок среди ручной клади. И не всем пассажирам хватало места для размещения своих вещей. Теперь контроль за размерами сумок в аэропортах усиливается, каждая сумка проходит проверки в специальном устройстве - калибраторе. А предметы, которые не отвечают требованиям, будут размещаться в багажном отделении самолета. И места хватит всем».
«ФАКТЫ» проанализировали правила перевозки ручной клади в известных международных авиакомпаниях, которые не являются лоукостерами.
Lufthansa. Пассажирам эконом-класса разрешается бесплатно взять с собой на борт две единицы ручной клади. Сумку до 8 килограммов и маленькую сумочку (30×40×10). Кроме того, бесплатно можно пронести детскую кроватку, детское кресло и складную коляску на ребенка. Также разрешается проносить без дополнительных оплат кресло-коляску и ортопедические средства.
LOT. В эконом-классе можно бесплатно взять две единицы ручной клади. Сумку до 8 килограммов и маленькую сумку (40×35×12). А еще еду и складную коляску для ребенка.
AirBaltic. С билетом Basic (тот самый эконом-класс) также две единицы ручной клади: сумка 55×40×23 и личная вещь размером 30×40×10. Личные вещи включают ручные сумки, ноутбуки, пакеты из tax-free, сумки для камер, зонты. При этом общий вес ручной клади и личной вещи не должен превышать 8 килограммов.
Turkish Airlines. Пассажир эконом-класса без доплат может взять сумку до 8 килограммов (55×40×23) и еще одну вещь, например сумку, камеру, портативное детское сиденье (слинг), ноутбук или зонт без острого наконечника.
Очевидно, что новые правила МАУ - строже всех вышеперечисленных. Как нововведения отразятся на потоке пассажиров, можно будет судить только в январе.
Не только МАУ - почему разгорелся скандал с Ryanair и Wizzair
Интересно, что о новых правилах авиакомпания МАУ заявила в тот момент, когда вступили в силу жесткие ограничения по багажу у лоукостеров Ryanair и Wizzair. Возмущенные пользователи соцсетей пишут, что все это похоже на глобальный корпоративный сговор, направленный на то, чтобы «содрать с пассажиров как можно больше денег».
Что же касается новых правил крупнейшего ирландского лоукостера Ryanair (недавно зашедшего на украинский рынок), то в зарубежных СМИ по этому поводу разразился скандал. Пассажиры обвиняют авиакомпанию в том, что «теперь о дешевых билетах можно забыть».
Коротко напомним, в чем заключаются нововведения. До 1 ноября пассажирам эконом-класса, не оплатившим багаж, разрешалось бесплатно брать две единицы ручной клади: маленькую сумку и сумку весом до 10 килограммов (ее забирали в багажный отсек, но доплачивать за это не нужно было). Но с 1 ноября пассажиры, не оплатившие услугу приоритетной посадки, могут брать с собой только одну единицу ручной клади размером 40×20×25. Если хочешь пронести две сумки - оплачивай приоритетную посадку. При онлайн-регистрации это обойдется в 6 евро, при регистрации в аэропорту - 8 евро. А если ваша ручная кладь не соответствует указанным на сайте размерам (и весу), придется за нее доплатить 50 евро.
Как изменятся правила провоза ручной клади у МАУ, Wizzair и Ryanair (инфографика ФАКТОВ)
- Вот и выходит, что цена билетов на самом деле отличается от заявленной, - рассказала «ФАКТАМ» киевлянка Анастасия. - Месяц назад я нашла дешевые билеты Ryanair из Киева до Стокгольма на декабрь. Один билет в тот момент стоил всего 10 евро. Решили поехать всей семьей. Но не будешь же лететь с одной дамской сумочкой. Раньше можно было еще провезти с собой небольшой чемоданчик. А теперь за эту возможность пришлось каждому доплатить по 6 евро. То есть на троих еще плюс 18 евро. А если в обе стороны, то 36 евро. Заказывать багаж - не вариант, это стоит дороже, чем сам билет. Поэтому нужно быть готовым к тому, что на деле все получится дороже, чем написано. На других дополнительных услугах и вовсе можно разориться.
Дополнительных услуг целый перечень. Если пассажир хочет выбрать место в салоне со второго по пятый ряд, он должен доплатить за это 13 евро. За место с дополнительным пространством для ног - плюс 15 евро. За повторную распечатку посадочного талона в аэропорту - 20 евро. Если взяли с собой младенца - еще плюс 25 евро. Перевозка коляски при онлайн-регистрации - дополнительных 15 евро (а при регистрации в аэропорту 25 евро). За провоз громоздкого спортивного снаряжения или велосипеда придется доплатить от 60 евро, за лыжи - еще 45 евро.
Британская газета The Daily Mail собрала отзывы пассажиров Ryanair из разных стран, которые пользовались услугами лоукостера после 1 ноября.
Издание привело пример, как англичане Крэйг и Джина Стивентон из Ланкашира заплатили дополнительно по 12 фунтов за Priority Boarding, когда летели обратно из Пизы (Италия). Не взирая на это, Ryanair предупредил их, что теперь им нужно заплатить еще по 8 фунтов за их ручную кладь.
Крэйг, 57-летний бизнес-консультант, заявил: «Это просто смешно. Ты думаешь, что покупаешь дешевый авиабилет, но это не так. Наш полет начался с 78 фунтов, а обошелся в итоге примерно в 200 фунтов со всеми доплатами. Из них 24 фунта мы заплатили за Priority Boarding, как выяснилось, совершенно напрасно. Опция оказалась бесполезной. Куда честнее было бы с их стороны сразу показывать пассажирам, во сколько обойдется полет, чем выстраивать такие сложные схемы доплат».
«Мы намерены требовать возврата денег, - заявила его 58-летняя жена Джина. - Хотя бы 24 фунта за Priority Boarding, которая нам не потребовалась, поскольку другие пассажиры спокойно прошли на борт, не оплачивая дополнительно ручную кладь. Нас обманули со всеми их изменениями правил, толком не объяснив, за что нам придется доплатить. Представляете, нам пришлось еще доплачивать 28 фунтов, чтобы сидеть в салоне рядом. Они специально предоставили ему место в носовой части, а мне - в хвостовой, хотя знали, что мы путешествуем вместе. Нас намеренно разделили, чтобы содрать еще 28 фунтов».
Политикой лоукостера Wizzair пассажиры возмущены не меньше. Там тоже новые правила вступили в силу с 1 ноября. И если раньше бесплатная ручная кладь предусматривала чемодан весом до 10 килограммов, то теперь бесплатно можно будет пронести на борт только маленькую сумку (40X30X20), которую можно будет разместить под сидением. А чтобы взять с собой сумку до 10 килограммов, нужно оплачивать приоритетную посадку стоимостью 7 евро.
Сговор авиакомпаний или честная конкуренция?
Кстати, не только негодующие пассажиры считают ситуацию с авиакомпаниями корпоративным сговором. Так, антимонопольный комитет Италии заблокировал новые правила Ryanair и Wizzair. Ведомство заявило: «Требование дополнительной оплаты за существенный элемент перевозки воздушным транспортом, коим является ручная кладь, вводит в заблуждение пользователей и мешает правильному сравнению цен, предлагаемых различными перевозчиками». Представитель Ryanair заявил, что авиакомпания намерена немедленно обжаловать решение итальянских властей.
Авиаэксперт Александр Ланецкий, к которому «ФАКТЫ» обратились за комментарием, считает, что в этой ситуации речь идет скорее не о сговоре, а о конкуренции.
- На рынке авиаперевозок существует большая конкуренция, - сказал «ФАКТАМ» Александр Ланецкий. - Понятно, что авиакомпании другом за другом следят и подстраиваются. Обратите внимание, что не только ограничения вводятся одновременно. То же самое происходит в случае с акциями и распродажами. Например, несколько недель назад сразу три авиакомпании одновременно объявили акции, во время которых можно было купить билеты по 10-15 евро.
Что касается Ryanair, то там огромный штат сотрудников, сотни человек отслеживают нововведения конкурентов. С ограничениями, которыми недовольны пассажиры, точно также. Изначально лоукостеры жили за счет дотаций от аэропортов и бесплатных самолетов. Сейчас самолеты есть, а вот дотаций практически не осталось. Поэтому они и ищут способы «нагнуть» пассажира. Ryanair и Wizzair в любом случае дешевле традиционных авиакомпаний.
Тем не менее, такие авиакомпании, как, например, LOT и Lufthansa постепенно опускают уровень своего сервиса до тех же Ryanair и Wizzair. Лоукостеры это видят и делают выводы. Цены на их билеты в три раза дешевле, а уровень сервиса практически одинаковый. И лоукостер находит вполне логичным взимать с пассажира больше денег.