29.11.18 

ImageРаботу над своим самолетом Леонид Ковальчук начал в 2003 году. Прототип воздушного судна - британский двухместный биплан «Де Гевилленд». 

В декабре 1903 года в небо поднялся первый в мире моторный самолет. Это был биплан «Флаер-1», сконструированный изобретателями-самоучками братьями Райт. Его полет длился всего 12 секунд, однако именно с этого события начался отсчет новой эры в авиации.

Столетия спустя, в 2003 году, Леонид Ковальчук тоже взялся собственноручно мастерить биплан. Прототипом выбрал британский самолет «Де Гевилленд», материалом - карпатскую сосну. Сейчас его творения почти готово. Осталось закрепить крылья, установить двигатель - и можно садиться за штурвал.

ImageБиплан

Бипланом называют самолет с двумя крыльями, расположенными друг над другом. Особенностью этого воздушного судна является то, что оно достаточно маневренное и не требует большой скорости для взлета и посадки.

На территории Украины первый биплан совершил полет в 1910 году на ипподроме в Киеве, правда в то время это была территория Российской империи. Самолет назвали в честь его разработчика Александра Кудашева, конструктора и профессора Киевского политехнического института. Он сам поднял самолет в воздух, а в одном из тогдашних журналов Кудашева назвали первым авиатором Российской империи.

Появлением первого четырёхмоторного биплана авиация обязана Игорю Сикорскому, украинцу по происхождению. Еще будучи студентом Киевского политехнического института, он спроектировал несколько моделей вертолетов и самолетов. Именно во время строительства его биплана «Илья Муромец» впервые в мировой практике был спроектирован сплошной фюзеляж. А самолет со поставил ряд рекордов: грузоподъемности, числа пассажиров, времени и высоты полета.

В конце концов одной из самых известных моделей биплана является разработанный в Киевском конструкторском бюро АН-2, который в народе называют «кукурузник». 1950 было развернуто его серийное производство, а впоследствии АН-2 стал самым массовым в мире одномоторным биплан за всю историю авиации. 

ImageАвиатор по призванию

Леонид Ковальчук работал над созданием воздушных судов в Африке, учил не одно юное поколение авиамоделированию, а в сорок лет осуществил детскую мечту - сам овладел пилотированием. Сейчас ему 59. И вот уже 15 лет Леонид собственноручно мастерит деревянный биплан.

Работу над своим самолетом Леонид Ковальчук начал в 2003 году. Прототип воздушного судна - британский двухместный биплан «Где Гевилленд». Его еще в 1925 году разработал английский конструктор Джеффри де Гевилленд. И это был один из первых самолетов для частного использования, да еще и очень популярный в те времена:

- За 10 лет его производства в Англии было выпущено около 8000 штук, разбежались они по миру, выпускались в Канаде, в Австралии. Характеристики, которые заложил Джеффри, оказались настолько удачными, что на этом самолете начали выполнять и огромные перелеты, например, Англия - Австралия, Англия - Япония. И сегодня многие экземпляры летают. 

Все детали Леонид производит самостоятельно. Основной материал - карпатская сосна и специальная авиационная фанера. Вспоминает, что над каждой деталью трудился не один день, а то и месяц, поэтому неудивительно, что работа растянулась на годы и стала делом всей его жизни.

ImageСегодня самолет на финальной стадии производства. Осталось собрать некоторые запчасти, покрыть лаком и закрепить крылья, установить двигатель. Это будет «Опель Астра 1.7» - турбодизель японского производства. По словам Леонида, в Германии именно такую модель любители используют более 10 лет:

- Сюда прибавится радиатор, редуктор и воздушный винт тоже наготове. Уже на земле запускали - работает хорошо ... На всякий случай есть еще у нас, как запасной вариант, «Хонда 2.0» - двенадцатиклапанный алюминиевый.

Свой самолет Леонид строил в соответствии с авиационными канонами и правилами. Советовался с профессиональным конструктором из Харькова, которого называет своим идеологическим куратором. Ему же возил отдельные части самолета, так сказать, одобрения. Кстати, когда конструкция биплана на 80 процентов уже была готова, авиатор ненароком наткнулся в интернете на оригинальные английские чертежи Де Гевилленда. Распечатал, сопоставил со своими и очень обрадовался, потому что почти все совпало. Поэтому еще раз убедился, что движется в верном направлении. 

ImageРазложил крылья и полетел

Общий взлетный вес самолета не превышает 700 килограммов - это меньше, чем легковой автомобиль. Еще будут небольшие 15-дюймовые колеса. Леонид уверен: его самолет будет многофункциональным. К примеру, может быть тренировочным, потому что здесь парашютист запросто может выйти из передней кабины на крыло и совершить прыжок. Можно и раненых бойцов перевозить в случае необходимости. Ведь именно такая авиация хорошо показала себя во время Второй мировой войны:

- Советский У-2, может вы знаете, По-2. А в Америке широко применялись «Пайпер Каб», 60 лошадиных сил, на 2 человека. После демобилизации из армии эти все военные пошли в частное пользование и летают еще со Второй мировой войны. Этих Пайпер было больше 20000 выпущено, и до сих пор выпускают другими фирмами с более мощными моторами, очень удачная конструкция.

Еще один огромный плюс - самолет очень компактный. В свое время разработчик заложил в его конструкцию замечательное свойство - занимать мало места, потому что крылья биплана могут состоять, как у бабочки. Поэтому это позволит без лишних хлопот перевозить его по автодорогам. А когда надо - «разложил крылья и полетел». Тем более этом воздушному судну потребуется всего 50 метров взлетной полосы, чтобы начать полет, и метров 100, чтобы приземлиться. А в качестве аэродрома можно использовать любой кусок дороги.

На своем биплане Леонид Ковальчук хочет установить мощный топливный бак, чтобы можно было смело преодолевать большие расстояния в небе. Запланировал, что при использовании 7 литров дизельного топлива в час удастся пролететь до 1300 километров без дозаправки. Уже даже наметил маршрут первого полета - из Черновцов в Сумы. Его авиатор осуществит один:

- Ведь самолет экспериментальный, поэтому подвергать риску других людей не имею права.

Сам тем временем усаживается в еще не достроен самолет и начинает мечтать:

- Ну вот, ноги на педали, влево-вправо, ручка управления, взгляд вперед. Уже все приборы есть, все есть, времени нет.

Кроме нехватки времени, говорит, на пути могут стать местные власти. Леонид уже слышал намеки, что на месте его мастерской собираются строить детский сад. Поэтому колеблется, успеет ли достроить самолет.

Из Украины в Австралию

Есть у Леонида Ковальчука еще один безумный замысел - отправиться в путешествие на своем самолете:

- Англия, Австралия. «I wanna fly across the world, around the world. I have a dream », - пел когда-то Джон Леннон. Слова такие Джона Леннона знаете? В альбоме «Imagine».

Главная мечта авиатора - повторить полет Эми Джонсон. Она в 1930 году стала первой пилотессой, которая осуществила одиночный перелет из Великобритании в Австралию (на двухместном биплане «Де Гевилленд DH.60G Джипси Мот"):

- Девушка, которая доказала, что женщины могли бы быть не хуже авиаторами, чем мужчины. На легкомоторном самолетике Эми Джонсон пролетела 800 миль по компасу. Последний пункт ее был Дарвин, Австралия. С островов Малайзии, Филиппин она летела. Такой полет над морем осуществила. И я так подумал, что девушка в 23 года смогла улететь, а я опытный дядя 58 лет, почему бы мне не попробовать это осуществить. Чем я хуже?

ImageМечта детства

По образованию Леонид Ковальчук - экономист. И хотя поступить в авиационное училище в юности ему не удалось, и мечты стать пилотом Леонид не оставил:

- 7 апреля 2000 пилот-инструктор вышел из кабины и сказал: «Ты готов лететь». Ну вот. 41 год жизни - мечты сбываются. Желаю и вам, чтобы ваши мечты сбывались!

Так Леонид Ковальчук вспоминает одну из самых счастливых мгновений своей жизни - когда получил удостоверение частного пилота. Говорит, авиацией «заболел» еще в детстве:

Леонид Ковальчук рассказывает, что во времена его молодости вся авиация в Советском Союзе принадлежала военным. Говорит, слышал историю об изобретателе, который тоже собственноручно построил самолет, и остался ни с чем. Потому что однажды его воздушное судно без каких-либо объяснений конфисковали. Забрали даже чертежи, еще и пригрозили, мол: "Будешь что-то болтать, будешь иметь проблемы».

И с самим Леонидом и его коллегами-энтузиастами произошла неприятная история. Они как раз работали над самолетом американской модели «Пайпер Каб», как получили «приглашение» от Службы безопасности Украины. Дескать, не имеют права строить воздушные суда:

- А мы ему (чиновнику - авт.) На стол книгу «Самолеты строим сами». А еще в Малинке есть человек, который семь самолетов сам сделал - пастух Иван Андреевич. Можете себе представить? Так он такие глаза большие сделал: «Что? Сами делаете самолеты? »

Тогда им удалось получить украинскую регистрацию на воздушное судно и даже научиться пилотировать, правда без удостоверения пилота. Но потом коллектив распался, а каждый из участников пошел дальше своим путем.

Снова взялся за самолетостроение Леонид Ковальчук только в 2009 году. Авиаторы из Москвы предложили ему контракт в столице Судана - Хартуме. Там как раз зарождалась авиационная промышленность, в частности начали изготавливать самолеты «Пайпер Каб». В то время Леонид уже сам закончил Международный Авиационный Центр Подготовки в Киеве и получил удостоверение пилота. В Африке же учил местных специалистов, которые хоть и были с авиационным образованием, но практики совсем не имели. Вспоминает, что опыт был интересен, а вот сама страна не слишком понравилась за прокоммунистические взгляды местных и страшная нищета.

ImageКружок

Кружок воздушных змеев, моделирования и конструирования транспортной техники во дворце творчества детей и юношества - это еще одна страсть Леонида Ковальчука. Уже 35 лет вместе с учениками он делает простые бумажные самолетики, которые запускаются в небо со слинг-шутера - так называют небольшую рогатку. Здесь же учит детей мастерить модели лодок, пароходов, автомобилей, танков и парусников. В этом году среди его учеников аж 15 новичков:

- Вы себе наверняка думаете: «Что это дядя, вместо того чтоб деньги зарабатывать, с детьми играет?»

Среди экспонатов в мастерской есть модель первого в мире рейсового автобуса, а еще копии известных ретрокаров - кабриолета «Вандерер» и «Дикси». К ним у Леонида особая любовь, говорит, в таких автомобилях чувствуется дух эпохи. Каждое изделие Леонид Ковальчук с учениками воспроизводят до мельчайших деталей. К примеру, в моделях автомобилей снимается капот, можно увидеть двигатель, коробку передач, даже свечи в фарах.

Есть в коллекции и любимец Леонида Ковальчука - «Де Гевилленд 60». Модель - летающая. Материалом для деталей служили строительный пенопласт и хозяйские мисочки для мяса.

Еще с большим восторгом Леонид показывает уменьшенную копию трехпалубный пароход «Вестерн ривер» 1860-го года, точно такой курсировал по реке Миссисипи:

- Это полностью деревянный макет. Паровые машины, а коленчатым валом являлось вот это колесо, которое вращалось. Вы видите здесь шатун и коленчатый вал. Он двигался со скоростью 5 км в час. Вот как человек идет, так он и двигался. Вот здесь были каюты, а здесь, где двойные двери, был ресторан. Здесь был разврат - танцы, употребление алкогольных напитков. А вот церковь, там священник уже грехи отпускал. Все в комплексе. А здесь был капитан. Выходил на балкончик сюда, бил в колокол, и отправлялись в путешествие. Это такой макет в масштабе 1:50. Настоящий же имел ширину 6 метров и 40 метров в длину.

Теперь в кружке возьмутся за работу над макетом советского самолета АНТ-20 «Максим Горький». В свое время это было самое воздушное судно. С размахом крыльев в 63 метра и роковой историей:

- Восемь моторов, цельноалюминиевий, на борту типография, радиоузел, кинозал. На каждые два мотора был свой механик. Ну, а трагически закончилась его судьба. Он над Красной площадью шел и летчик решил сделать мертвую петлю. Врезался в крыло, он уже немного отлетел от Красной площади. Тогда погибли 28 человек.

А еще Леонид - пластун, и каждый год в Карпатах в пластунском шалаше передает свою невероятную любовь к небу молодому поколению. Это считает не менее важным заданием, чем завершить строительство своего самолета. Тем более, в планах есть создание еще одного - тренировочного планера, на котором будет учить летному делу юношей и девушек.

Джерело ukrainer