О состоянии и ближайших перспективах развития ключевых аэропортов страны.
Украинская аэропортовая отрасль продолжает расти, и на то есть ряд причин: устойчивый интерес к Украине, запуск новых направлений авиакомпаниями, улучшение регуляторного поля, постепенное возрождение отечественных аэропортов. Предлагаю подробнее разобраться с современным состоянием ключевых аэропортов и определить перспективы.
"Великолепная десятка"и прогноз 2018
По состоянию на 1991-й год в Украине насчитывалось почти 50 гражданских аэропортов, а также большое количество авиабаз и взлетно-посадочных площадок. За годы Независимости были частично утрачены (заброшены по разным причинам) большинство таких аэродромов. Однако украинская экономика за последние 20 лет органично выделила ключевые пассажирские аэропорты, количество которых варьируется от 13 до 19 (в зависимости от экономико-политической ситуации в регионе, устойчивости власти, а также наличия действующих сертификатов эксплуатанта). Неизменными же участниками "рейтинга пассажиропотока" остаются на сегодня лишь десять аэропортов.
Вооружившись данными за первые три квартала 2018 года, я предсказал прирост, сделав корреляцию на "предпраздничные" всплески трафика, а также на военное положение в отдельных регионах. Суммарный пассажиропоток первых десяти ключевых аэропортов Украины оцениваю более чем 20 млн, а динамика прироста за 2018-й год ожидается на уровне 26% (27% в 2017-м).
Борисполь
Главный аэропорт страны продолжает радовать развитием внутренней инфраструктуры: расширение галереи, создание зоны трансферных пассажиров, достройкой паркинга перед терминалом D, открытие прямого железнодорожного сообщения с городом Киев (привет, УЗ) - это неполный перечень текущих дел, которые стали предметом гордости Борисполя. С приходом лоукостера Ryanair и ведущей бизнес-авиакомпаний мира Qatar, суммарное количество АК перевалило за полсотни, и продолжает увеличиваться. Недавний "намек" на возможную миграцию Wizzьив в Борисполь из Жулян - лучшее тому подтверждение. Словом, хлеб свой авиаторы из киевского пригорода отрабатывают, занимая первые места рейтингов в Украине и международных рейтингов (ACI). Поэтому 12650000 пассажиров - вполне возможно планка по итогам этого года.
Киев, Одесса, Львов
Именно в таком порядке (по количеству пассажиров) три наиболее успешных аэропорты Украины, после Борисполя, неизменно идут уже много лет. Меняются местами между собой только Львов и Одесса (в этом году, вероятно, львовяне обслужат больше людей, чем одесситы). Динамика и количественные показатели этих аэропортов вскружат голову любого западного топ-менеджера. Ведь локальные рост в 30, а местами и 40% - такое возможно только у нас. Отмечу качественную работу этих трех аэропортов с авиакомпаниями: ставка на равные условия для всех желающих летать.
Аэропорт Киев может похвастаться очень серьезными инфраструктурными изменениями: расширяется основной терминал А и D, создана галерея между этими терминалами, расширенные зоны парковки, введена система автоматической парковки автомобилей. В эти проекты, по словам владельцев, будет инвестировано более 500 млн грн. Проблемой остается невозможность продлить полосу аэродрома, что может привести к миграции некоторых авиакомпаний.
МА Львов с 2012 года имеет готовую современную инфраструктуру. Сегодня же продолжается строительство подъездной дороги со стороны ул. Кульпарковская, что значительно облегчит поездку в аэропорт из густонаселенных районов города. Также руководством аэропорта было заявлено о начале работ по реконструкции расположенного рядом отеля "Тустань", что непременно улучшит статус этого международного аэропорта.
Пока нерешенной есть давняя проблема создания резерва электрического питания, что может приносить дискомфорт пассажирам, в случае поломки основного источника. Надеюсь, с участием государства и города, эта проблема будет решена.
Одесса была главным ньюсмейкером этой осенью, когда принимала у себя очередной форум "Аероконгрес". К этому знаменательному событию аэродром готовился давно, проведя ребрендинг, который соответствует "морскому" духа и гостеприимству одесситов. Главной же болью есть и остается строительство новой взлетно-посадочной полосы (включая комплекс рулежных дорожек,с перроном и закупкой нового аэродромного оборудования). По предварительным оценкам, этот проект можно было завершить уже в текущем году, однако срыв даты начала финансирования, а также несистематическое выделение средств привело к растяжению времени строительства. Такими темпами, ожидаю, все бетонные работы завершат к лету 2019 года, а закупку и монтаж оборудования, сертификацию и подключение к сетям - не раньше осени следующего года. Хотя не надо забывать о двойных выборах, которые могут банально «съесть» одесскую полосу...
Харьков, Запорожье, Днепр
Харьковские авиационщики продолжают развивать новые направления и подключать все больше авиакомпаний, предлагая хорошие условия сотрудничества и гибкую тарифную сетку на обслуживание. Это приводит к 20% -му росту пассажиропотока из года в год. Отмечу, перспективным остается вариант сотрудничества с харьковским аэропортом крупнейшей лоу-кост авиакомпании Европы - Ryanair. Но не столько в части пассажиропотока, как с точки зрения ремонта и обслуживания воздушных судов. Это возможно, если оператор аэропорта (группа компаний DCH) инвестирует в достройку действующего ангара облсуживанияпод Boeingи, а также обеспечит создание и обучение штата техников. Благо, научный потенциал Харькова еще «на плаву» (есть авиационный завод, профильный университет и многие смежные авиационные предприятия). Возможно, этот бизнес-проект станет большим прорывом в области MRO для Украины ...
В Запорожье, проведя текущие ремонты аэродрома в 2017-м, сегодня занимаются созданием новенького аэровокзального комплекса. Строительство финансируется вовремя, в отличие от "одесского долгостроя". По результатам 2018 года аэропорт в Запорожье проведет обслуживание четырёхсоттысячного пассажира. Прогнозирую также существенное увеличение пассажиропотока уже после введения нового терминала (в 2019-м). Единственное, что может помешать этим перспективам - появление нового аэропорта-конкурента "Приднепровье" в 70-и километрах на север, новости о котором еще недавно бродили сетью.
Днепр, по той же причине, что и Запорожье, может остановиться в развитии. А может и взлететь, если все участники процесса договорятся (бизнес + город + государственная власть). Сейчас аэропорт показал незначительную положительную динамику, которая, к сожалению, не подкрепленная хотя бы какими-то инфраструктурными изменениями.
Херсон
Херсонцы после успешной реконструкции части аэродрома в 2015-17 годах до сих пор не приступили к реконструкции взлетно-посадочной полосы из-за нехватки государственного финансирования. Однако количество и частоту рейсов умудрились увеличить. Согласно прогнозу, 2018-й год закончится существенным ростом, который на фоне новостей об отмене тендеров на закупку свето-сигнального оборудования оставляет неприятный осадок. По моему мнению, это определяет "проблему собственника", как краеугольный камень развития региональных аэропортов. В случае с Херсоном, нечего и думать о приходе новых зарубежных авиакомпаний без завершения недешевых работ по аэродрому.
Винница и Черновцы
Аэропорты Подолья и Буковины всегда стабильно и уверенно развиваются. Несгибаемый характер руководителей и коллективов этих двух аэропортов - основа, без которой эволюция невозможна. Достичь результата возможно, воплощая разработанную стратегию, которую, собственно, имеют и неукоснительно соблюдают эти два региональных аэропорта.
Еще несколько активных ...
На конец 2018 года в Украине уже есть немало работающих аэропортов и аэродромов, которые готовятся войти в "высшую лигу" украинской гражданской авиации. Но в любом случае есть свое "но".
Среди других, прогрессирует аэропорт Кривого Рога, имея достаточную динамику чтобы стать "одиннадцатым" в списке постоянно действующих. Недавно криворожане презентовали официальный сайт , имеют чартерные программы в Египет, а за прошлый год перевезли более 30 000 пассажиров.
Сложная ситуация складывается в Ровно: местный аэропорт, показывал положительную динамику и открывал новые рейсы, сегодня на грани закрытия, люди сидят без зарплаты.
Полтава и Николаев, которые "ремонтировали всем миром последние полтора года", до сих пор не увидели регулярных рейсов.
Житомир сих пор не получил никакой поддержки власти в вопросе реконструкции аэродрома, без которого перспектива развития аэропорта туманна.
Дело сдвинулось в Ужгороде, где завершился долгожданный аудит EASA (однако консультации специалистов в Братиславе продолжались еще в начале декабря), что позволит возобновить полеты из Ужгорода через территорию Словакии (замечу, что альтернативой проекту нового для Закарпатья аэропорта никто серьезно не занимается).
Также положительными являются переговоры по финансированию развития аэродрома в Белой Церкви, и есть надежда на создание гражданско-грузового аэропорта на базе ремонтного аэродрома в этом городе.
Что дальше?
Лично я ожидаю оживления переговорного процесса с инвесторами на предмет концессии объектов авиаинфраструктуры. А это невозможно без полноценного принятия нового Закона о Концессии (напомню, он уже проголосован в первом чтении ВРУ). Также требуется активизация лоббистов от местных властей, кто может качественно презентовать возможности региональных аэропортов, кто сможет "продать" аэродром, но исключительно на выгодных для общества условиях.
Принятие Национальной транспортной стратегии и начало создания авиационной стратегии в совокупности с нормированием авиационного законодательства позволит создавать более прозрачные правила игры и даст возможность прогнозировать завтрашний день.
Темп прихода новых авиакомпаний, по моему мнению, замедлится в 2019 году. Акцент сместится на развитие уже существующих мощностей (увеличение флота и штата работников, открытие дата-центров и центров техобслуживания самолетов). В целом, авиакомпании будут расти при условии улучшения валютного регулирования, уменьшения стоимости авиационного топлива и улучшения условий налогообложения. С другой стороны, при условии полноценной государственной поддержки и развития аэропортов, можно получить существенный рост экономики Украины.