13.12.18 

ImageТакой принцип подготовки летного состава исповедуют в бригаде транспортной авиации, экипажи которой и сегодня выполняют специальные задания в районе операции Объединенных сил. 

Только в этом году подчиненные полковника Олега Нечипорука провели в небе Донбасса более 250 часов

С самого утра аэродром бригады похож на гигантский муравейник. Аэродромщики расчищают снежные заносы. Инженеры, техники готовят самолеты и вертолеты. Связисты, метеорологи и остальные подразделения обеспечения проверяют готовность оборудования и техники. Сегодня в части запланировано летную смену «день - ночь». Но в таком ритме, говорят в штабе бригады, здесь работают с начала войны. Причин этого несколько, одна из них - наличие в бригаде самолета аэромедицинской эвакуации «Вита». Поэтому вопрос о неготовности взлетно-посадочной полосы, самолета или экипажа, когда речь идет о спасении раненых на передовой бойцов, здесь не стоит с 2014

Разведка погоды в районе аэродрома, его близких и дальних зонах подтвердила прогнозируемые ранее сложные метеоусловия. Заслушав доклады о готовности взлетно-посадочной полосы, средств связи, авиационной техники и о состоянии здоровья летного состава, который должен подниматься в небо, командир бригады летчик-снайпер полковник Олег Нечипорук дает разрешение начать летную смену. И уже через несколько минут со стоянки доносится рев запущенных двигателей.

Image- Если тренируется экипаж «Виты», значит, на фронте более или менее спокойно, - говорит кто-то из авиаторов, глядя, как Ан-26 с красным крестом на борту выруливает на взлетно-посадочную полосу.

По словам руководителя полетов подполковника Евгения Шиляева, во время летной смены экипажи авиационной эскадрильи восстанавливают навыки техники пилотирования и навигации, выполняют упражнения на получение допусков к выполнению полетов по определенному минимуму погоды. В дополнение - полеты на предельно малых высотах. С началом войны на Востоке государства без такой задачи не обходится ни одна летная смена. А вертолетчики сначала облетают технику, что вернулась в эскадрилью после модернизации. А уже потом начинают упражнения курса боевой подготовки. В этот день будут привлекать к полетам и молодых пилотов - выпускников Харьковского национального университета Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба.

В перерыве между вылетами удается пообщаться с командиром.

- Каждую летную смену мы планируем так, чтобы уровень летной выучки наших экипажей рос, - рассказывает полковник Олег Нечипорук. - Поэтому задача на полеты довольно разноплановые и разного уровня сложности. Это важно для наших лейтенантов, которые недавно стали в строй авиационной и вертолетной эскадрилий. Сегодня свои первые полетные задания на штатной авиационной технике выполнят вертолетчики. Предварительно каждый из молодых офицеров прошел сложный подготовительный период, составил зачеты и получил соответствующие допуски.

Рассказывая о буднях воинов-авиаторов, Олег Нечипорук отмечает, что в течение года в бригаде произошло около 50 летных смен. Средний налет летчика составляет чуть более 70 часов. Поэтому темпы подготовки пилотов по сравнению с довоенным периодом довольно интенсивные. Особенно важным в приобретении нового опыта стало многонациональные учения «Чистое небо-2018». Именно здесь, в Винницкой области, на аэродроме транспортной бригады совместные полетные задания на самолетах Ан-26 и С-130J выполняли украинские и американские военные летчики.

Image- Это и преодоление противовоздушной обороны противника на предельно малых высотах, и ночные полеты, - вспоминает полковник Нечипорук. - Это и десантирования групп поисково-спасательного обеспечения. Летчики обменивались опытом подготовки к выполнению полетов. Например, у наших американских коллег этот процесс происходит в короткий промежуток времени. Это можно объяснить тем, что они больше внимания уделяют полетам на тренажерах. Кроме того, такого понятия, как восстановление утраченных навыков после длительного перерыва, у них нет. А у нас это обязательный этап летной подготовки для всех пилотов, которые при разных обстоятельствах пропустили плановое выполнение полетного задания. Каждый летчик в зависимости от классной квалификации имеет свои временные границы в перерыве между полетами. Если превысил их, восстанавливает навыки в контрольном полете с инструктором.

В этом году экипажи бригады привлекались фактически ко всем межвидовым учениям, во время которых практически отрабатывали десантирование личного состава. Вместе с спецназовцами оперативных командований, подразделениями десантно-штурмовых войск и Сил специальных операций авиаторы работают уже не первый год. Еще пять лет назад межвидовые меры подготовки происходили крайне редко. Сейчас - ежемесячно. Последняя такая тренировка была на Житомирщине. На одном из этапов бригадных тактических учений десантно-штурмовых войск с боевой стрельбой экипаж Ан-26, выйдя в заданный район, как говорят, секунда в секунду, совершил десантирование подразделения 95-й десантно-штурмовой бригады.

- Понятно, что большая часть успеха в выполнении спецгруппами боевой задачи зависит от подготовки экипажа, который, например, должен перелететь линию фронта, преодолеть на предельно малых высотах ПВО противника и, выйдя в определенное время в заданный район, осуществить десантирование подразделения и вернуться на аэродром, - рассказывает полковник Олег Нечипорук. - Поэтому во время летных смен экипажи бригады отрабатывают довольно широкий спектр летных упражнений, чтобы в конечном счете быть готовыми к выполнению задач высокой сложности.

Учить летному мастерству менее опытных пилотов в части есть кому: только летчиков первого класса в бригаде шесть. Свой опыт они получали, выполняя полеты в горячем небе Донбасса.

В 2014-2015 годах налет отдельных экипажей бригады во время выполнения полетов для обеспечения связью подразделений АТО достигал 200 часов в месяц. Кроме того, экипажи самолетов Ан-26 доставляли в оперативные окружения наших войск необходимые припасы. Одним из таких мест была позиция «Зенит», которая три месяца находилась в окружении российских оккупантов. Поэтому здесь ждали почти каждый день на посылки с «большой земли». И именно с «Зенита» боеприпасы, продовольствие и медикаменты доставляли защитникам ДАПа. Сброс грузов - это вообще отдельная страница истории подготовки транспортников. Таких задач к войне они не выполняли даже с учебной целью. Поэтому учиться пришлось очень быстро.

Рассчитать маршрут полета - это самое простое. Другое дело - точный расчет момента сброса груза. Расстояние между своими и вражескими позициями иногда составляла не больше сотни метров, поэтому от этого расчета зависит, достанется груз до нужного адресата, или упадет на врага. Даже на скорости 200 км / ч здесь важна каждая доля секунды.

Во время выполнения одного из таких задач бригада понесла потери. В Луганской области на высоте 6500 м самолет Ан-26 был подбит управляемой ракетой класса «воздух - воздух» с территории Российской Федерации. Командир экипажа Дмитрий Майборода приказал команде покинуть самолет, а сам с помощником Дмитрием Шкарбуном пытался выровнять траекторию полета и предоставить возможность команде безопасно покинуть борт самолета. Пилотам не удалось спастись. Дмитрий Майборода и Дмитрий Шкарбун до последнего оставались за штурвалом, таким образом спасая жизни остальных членов экипажа. За исключительное мужество и самопожертвование Дмитрию Майбороде посмертно присвоено звание Героя Украины, а Дмитрий Шкарбун посмертно награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени. Увековечивая память погибших пилотов, в части установили памятный комплекс,

ImageС середины 2015 году боевой авиацию на Востоке государства не применяют, но транспортная авиация летает и сейчас в небе Донбасса. Сегодня задачи в районе операции Объединенных сил выполняют подготовленные экипажи Ан-26 и вертолета Ми-8. Задача каждый экипаж имеет свои, в основном это перевозки личного состава, медицинская эвакуация раненых, доставку провианта, различных материально-технических средств, облет своих позиций, проверка системы ПВО.

Исполняющий обязанности заместителя командира бригады майор Тарас К., рассказывая о подготовке летчиков вертолета, отмечает, что не участвовали в операции Объединенных сил с вертолетной эскадрильи бригады только четыре офицера - выпускники Харьковского национального университета Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба.

- Сейчас экипажи вертолетной эскадрильи усиленно совершенствуют навыки выполнения полетов на предельно малых высотах, - говорит офицер. - Правда, пока это не касается наших лейтенантов. Они имеют свою программу подготовки. Однако, если откровенно, то в университете их уже поставили на крыло. Молодые пилоты готовы к воздушным исследованиям, боевым действиям ночью, перевозке личного состава. И сегодня свои первые полеты они отработали по докладам инструкторов почти безупречно. Главное, что они хотят летать.

- Перед полетом несколько волновался, - делится Лейтенант Богдан Ш. - Но когда сел за штурвал вертолета, переживания улеглись. У меня, как и у моих коллег, есть опыт выполнения полетных заданий, за время обучения налетал более 80 часов, но был большой перерыв, поэтому сегодня восстанавливал утраченные навыки. Ошибок, кажется, не допустил, впрочем, все выяснится на разборе полетов. Здесь, в части, встретил своих университетских друзей, они уже получили необходимый опыт и выполняют задачи в операции Объединенных сил. Приятно.

В бригаде отмечают, что именно сейчас, когда в стране идет война, формируется новое поколение украинской армии. Молодые пилоты - это будущее военной авиации: целеустремленные, волевые, амбициозные, с высоким уровнем мотивации, пониманием, зачем выбрали профессию военного летчика. Здесь уверены, что сейчас в бригаду пришло достойное поколение авиаторов, готовое перенимать традиции, боевой опыт и защищать страну от агрессора.

Сергей Фурдик, «Народная армия»