Интервью с гендиректором МА «Львов» Татьяной Романовской
В декабре авиация Украины поставила абсолютный рекорд за свою историю - годовой пассажиропоток через аэропорты страны впервые превысил двадцатимиллионный рубеж.
Во многом это стало возможным благодаря активному развитию лоукост-перевозок. Так, в Украине начал полеты всем известный Ryanair, а другой лоукостер - Wizz Air - быстро расширяет карту маршрутов из украинских аэропортов. Крупнейшая украинская авиакомпания «Международные авиалинии Украины» концентрируется на дальнемагистральных рейсах. При этом в Украине львиная части авиаперевозок осуществляется через столичный регион. В то же время крупнейшим авиационным узлом на западе страны является аэропорт «Львов» им. Даниила Галицкого. Именно генеральный директор этого аэропорта - Татьяна Романовская - дала эксклюзивное интервью .
- С какими результатами закончил 2018 аэропорт «Львов»?
- Нам не хватило буквально полдня, чтобы перевезти 1,3 тысячи человек и тем самым достичь отметки пассажиропотока в 1,6 миллиона пассажиров. И все же в 2018 году нам удалось увеличить по сравнению с 2017 годом, этот показатель на 48% до рекордных для нас 1,599 миллиона человек. На праздники с 20 декабря по 10 января лоукостеры - Wizz Air, Ryanair, Ernest - поставили около 40 дополнительных рейсов.
Фото Доля авиакомпаний в общем пассажиропотоке международных рейсов аэропорта "Львов"
- Какие планы ставите перед собой и аэропортом на 2019?
- Как всегда, планы большие, хочется всего побольше. Хорошо, что с осени от нас начал летать Ryanair. Кроме того, пять рейсов добавил Wizz Air. Думаю, что это нам даст возможность в первом квартале 2019 года вновь увеличить пассажиропоток на 50-60% к такому же периоду 2018 года.
Кроме того, с марта во Львов начинает полеты авиакомпания airBaltic. На эти рейсы авиаперевозчик планирует поставить большие типы самолетов.
Также мы хотим добавить несколько новых рейсов. Смотрим на направления, которые больше всего просят пассажиры.
- И что же они просят?
- В первую очередь, Португалию и Испанию. Эти страны пользуются большой популярностью среди наших пассажиров. Это рейсы в португальские Лиссабон и Порту, испанские Аликанте, Мадрид, Барселону, а также Валенсию.
Пока мне не удалось выпросить эти маршруты у авиакомпаний. Но, в принципе, на них смотрят Wizz Air, Ryanair, SkyUp и даже МАУ. Мы общались и с испанскими авиакомпаниями Vueling и Iberia. Недавно на одной из выставок в Китае проводили переговоры с испанской компанией объединенных аэропортов АЕNA, чтобы она в свою очередь тоже предложили местным авиаперевозчикам рейсы во Львов.
С недавних пор мы начали применять такую практику - кроме общения с авиакомпаниями, ведем переговоры с аэропортами, чтобы они нам помогали открывать новые рейсы к нам.
Португалия и Испания - это приоритет на 2019 год. В Польшу и Германию уже много рейсов, а в эти страны очень трудно добраться из Львова. Мы разослали многим авиакомпаниям наши предложения, в том числе Ryanair. Но посмотрим, кто первым возьмется за их выполнение.
В целом мы предложили и Ryanair и Wizz Air перечень из 15-20 маршрутов, куда мы хотели бы, чтобы они летали из Львова.
- То есть никто из авиакомпаний точно не заявил, что они в ближайшее время готовы начать летать из Львова в Испанию и Португалию?
- Нет, пока никто этого не сделал. Но я не хочу ничего точно объявлять, поскольку авиакомпании уже спланировали свою летную программу. Тот же Ryanair говорит, что они если и смогут что-то поставить, то уже с зимнего расписания. Хотя всегда есть возможность добавить один-два рейса в течение сезона на ближайшее время.
- Если заговорили о Ryanair, то почему этот лоукостер не открывает новые рейсы из Львова с летнего сезона навигации 2019 года? Из Киева они начинают выполнять полеты по нескольким новым направлениям.
- Не знаю. Но Ryanair и Wizz Air ожидают новой программы скидок к тарифам на аэропортовое обслуживание. Они будут предоставляться при обеспечении постоянного прироста объемов независимо от того новый это для аэропорта маршрут или старый. По ныне действующей программе скидки предусмотрены только при выполнении рейсов по новым направлениям.
Думаю, что из-за того Ryanair и не добавил нам рейсов, хотя из «Борисполя» лоукостер открыл совершенно новые направления. В то же время мы подали данному авиаперевозчику список высоко ожидаемых маршрутов.
Мы сейчас ведем переговоры по этому поводу как с этими лоукостерами, так и с другими авиакомпаниями. Здесь важно найти баланс, чтобы авиаперевозчики, которые уже работают на старых маршрутах, не пострадали от выхода на рынок новых игроков.
Мы хотим, чтобы новая программа скидок устраивала всех. Все авиакомпании хотят скидки именно от имеющегося пассажиропотока. За последние два года нам удалось увеличить число направлений с 26 до 46. Поэтому авиаперевозчикам становится тесно, им интересно открывать не только новые маршруты, но и конкурировать на уже имеющихся.
Мы хотим, чтобы авиакомпании совместно развивали пассажиропоток из Львова, а не забирали друг у друга маршруты. Ryanair очень сильный лоукостер, он может очень сильно снижать цены и забирать объемы у других авиаперевозчиков. Нашей целью является оставить на рынке авиакомпании, которые могут конкурировать и совместно развивать аэропорт.
Кроме того, Ryanair не может открывать новые рейсы в те же Испанию и Италию, поскольку существуют ограничения на полеты между Украиной и этими странами иностранными авиакомпаниями. К сожалению, пока между Украиной и Евросоюзом нет соглашения о «Едином небе», которая бы их сняла.
- Почему Ryanair не открывает новые рейсы в Италию?
- Италия требует, чтобы лоукостер, например, брал на работу местных сотрудников. Это условия, которые иностранные авиакомпании в Италии пока не могут себе позволить или не хотят. Хотя Ryanair уже имеет базу в Милане в аэропорту Бергамо, то есть может претендовать на рейсы в Украину. Но там, если не ошибаюсь, есть еще требование о недопущении каннибализации направлений.
То есть запрещены ситуации, когда авиаперевозчик открывает свой рейс на маршруте, на котором уже летает другая авиакомпания, в результате чего происходит перераспределение пассажиропотока. Если на направлении уже работает одна авиакомпания, например, Ernest, то другая уже не может выйти на него.
Как раз по Ernest и хотел спросить. Известно, что эта авиакомпания ранее отменяла и сильно задерживала много рейсов. Удалось урегулировать проблемы с этим авиаперевозчиком?
- Да, очень жаль, что летом авиакомпания сильно задерживала выполнение своих рейсов. К этому ее самолеты летали практически полностью загруженными. Но после летних задержек загрузки снизились. И лоукостер держится, никуда не уходит со своих линий, хотя самолеты летают не такие полные, как раньше. Кроме того, в последнее время сильных задержек, как было летом, не отмечается. Если и бывают, то до двух часов. Насколько я знаю, Ernest взял в лизинг новые самолеты.
- Эта авиакомпания планирует открывать новые маршруты из Львова?
- Обещают добавить два-три новых направления с летнего расписания. Пока точно не знаю какие именно.
- А какие рейсы им предлагали?
- Из южной и северной Италии. Есть еще интересные направления для горнолыжного отдыха и в Сардинии. Больше пока не могу сказать, потому что пока уже даже имеющимися рейсами мы охватываем всю Италию. Возможно, чтобы открыть новые направления, этому лоукостеру придется закрыть какой-то другой свой маршрут в Украину, чтобы не допустить каннибализации.
- Вы уже упомянули, что открыто много рейсов в Польшу. Но, возможно, еще кто-то хочет начать летать в эту страну из Львова?
- Смотрите, у нас уже даже LOT летает по четырем направлениям в Польшу - в Быдгощ, Ольштын, Познань и Варшаву. Причем в Варшаву осуществляется три рейса в день. Кроме того, по пяти маршрутам летают локостеры - Ryanair - в Краков и Варшаву и Wizz Air - до Вроцлава, Катовице и Гданьске. То есть, у нас есть уже девять разных маршрутов в Польшу. В совокупности, на польские направления у нас приходится примерно пятая часть пассажиропотока. Пока все авиакомпании довольны. Я не переживаю за то, что кто-то из них уйдет.
Все эти авиакомпании хорошо нашли свои рейсы. Например, с помощью LOT можно слетать в Европу через Варшаву по делам течение одного дня - отправиться рано утром из Львова и вернуться поздно вечером.
Кроме того, хорошо наполняются рейсы в Польшу у Ryanair и Wizz Air. Сейчас, во время праздников, загрузки колеблется от 80% до 100%.
Мало того. Даже в Лондон хорошо наполняются рейсы - по 80-90%. У нас сейчас шесть полетов в неделю в Лондон - по три в Ryanair и Wizz Air.
- Нет признаков, что Ryanair и Wizz Air могут закрыть какие-то польские рейсы? Или, возможно, в другие страны?
- Думаю, что такой опасности нет. Мало того, я даже просила их добавить частоты в Варшаву и Краков, так как загрузка этих рейсов превышает 90%. Иногда на них даже отмечается овербукинг, когда продается под 190 билетов, хотя кресел в самолете меньше. При этом Варшава вместе с Киевом и Стамбулом входит в ТОР-3 самых популярных направлений из Львова.
- О Польше поговорили. А что с реализацией планов по открытию дальнемагистральных рейсов?
- Сейчас мы пробуем заходить с американской и канадской стороны, потому что МАУ, зная о перспективности дальнемагистральных рейсов из Львова, пока медлит с их открытием. Мы общаемся с авиакомпаниями American Airlines, United, Delta, а также с американскими аэропортами, в частности, Чикаго и Нью-Йорком.
В прошлом году авиакомпания МАУ уже даже обещала и планировала открыть рейсы в Нью-Йорк из Львова. Когда я просила о маршруте в Одессу, они мне говорили, что открытие рейсов в Америку более реально, чем в Одессу. В МАУ видят, что есть спрос на эти направления. Это видно даже по тому же LOT, который в своих рейсах из Львова в Варшаву вывозит много пассажиров на свои дальнемагистральные рейсы из столицы Польши.
Мало того, LOT предлагал мне открыть из Львова дальнемагистральный еженедельный рейс в Торонто и поставить на него Boeing 787 Dreamliner. Но пока иностранные авиакомпании не могут открывать из Украины рейсы не в свои страны. Украина им такое не позволит.
Но я продолжаю переговоры об открытии дальнемагистральных рейсов и с МАУ. Возможно, до марта они пересмотрят свою позицию. В МАУ знают, что мы просим открыть из Львова рейсы в Нью-Йорк, Чикаго и Торонто. Транзитные пассажиры из Львова идут, в первую очередь, на эти направления. Реально по данным маршрутам можно выполнять из Львова три-четыре еженедельных рейса.
Кроме того, я веду переговоры с KLM об открытии рейса из Львова в Амстердам, чтобы авиаперевозчики оттуда перевозили наших пассажиров в Америку. В одной из американских авиакомпаний - Delta - нам сказали, чтобы мы начали сначала сотрудничать с KLM и Амстердамом, а затем они посмотрят на цифры и примут решение потянут они прямой рейс. Я думаю, что с KLM-то получится.
На одной из недавних конференций сам KLM предложил нам провести переговоры, а не мы. Но проблема в KLM, как и во многих других европейских аэропортов, сейчас в том, что из-за активного роста пассажиропотока им не хватает слотов в аэропорту Амстердама.
- Но в Америку можно слетать не только с KLM, но и, например, с British Airways через Лондон. Ведете переговоры с этой авиакомпанией?
- British Airways и easyJet сказали, что пока наблюдают за тенденцией рейсов лоукостеров, которые уже летают в Лондон. Хотят посмотреть, как за полгода-год работы с этими авиаперевозчиками изменится ситуация на данном направлении.
Кроме того, я общаюсь с Norwegian. У них очень хорошие дальнемагистральные дешевые лоукост-рейсы. Но за финансовых проблем в Norwegian пока наши переговоры приостановлены.
- Кстати, а от открытия рейсов KLM или американских авиакомпаний не пострадают LOT и Lufthansa, которые активно убирают со Львова транзитных пассажиров для своих рейсов в Америку?
- Не исключено, что часть пассажиров уйдет от LOT. Но это конкуренция. Когда на одном направлении появляется два перевозчика, то цены на перевозки начинают падать. Таким путем авиакомпании борются за своего пассажира. Нам хорошо и радостно, что есть конкуренция и право выбора. Пассажир имеет возможность выбирать авиакомпании по качеству и цене.
Но я думаю, что появится много новых пассажиров. Потому многие сейчас не летает транзитом, например, через Киев, потому что им подходят только прямые рейсы, например, пассажиры с детьми или пожилые люди. Поэтому я думаю, что на прямых дальнемагистральных рейсах будет много новых пассажиров, которые ранее не летали в Америку со стыковками.
Также я ожидаю, что со стороны Америки появятся новые пассажиры. Не надо сбрасывать со счетов, что наш регион сейчас активно развивается, вкладываются инвестиции. Поэтому я ожидаю рост пассажиропотока на всех наших американских направлениях.
Кроме того, Lufthansa возит пассажиров с высоким уровнем достатка. Они как летали с этой авиакомпанией, так и продолжат это делать. Они не откажутся от сервиса и привилегий Lufthansa.
В то же время от открытия новых рейсов в Америку выигрывают и пассажиры. Я ожидаю, что авиакомпании в борьбе за клиентов будут снижать цены, начнут демпинговать.
В целом, я оцениваю потенциал пассажиропотока аэропорта Львова в пять-восемь миллионов пассажиров в год.
- Вы немного вспомнили о ценах. Вы можете оценить как подешевели авиабилеты после начала полетов из Львова лоукостеров?
- Рынок становится более конкурентным. Даже в МАУ стали снижаться цены. Я вижу, что через широкий выбор билеты стали дешеветь. Даже в Lufthansa иногда цены ниже на перелеты по одним и тем же маршрутам, чем у других авиакомпаний.
Кроме того, когда тот же Wizz Air видит, что у него увеличивается пассажиропоток, то он не повышает цены, а добавляет частоты. Например, так авиакомпания подошла с маршрутами во Вроцлав - на летний сезон Wizz Air увеличит частоту полетов с 4 до 5 в неделю, Гданьск - с 2 до 3, Братиславы - тоже с 2 до 3.
- До того, как из Львова начали летать лоукостеры, многие жители львовского региона ездили в Польшу, чтобы уже оттуда летать такими авиакомпаниями. Замечаете ли после старта полетов из Львова Wizz Air и Ryanair оттока клиентов из польских аэропортов в пользу Вашего?
- Мне приятно отметить, что мы не только «забрали» своего пассажира, но и в целом нарастили как наш пассажиропоток, так и польских аэропортов.
Как было раньше? Ранее мы ехали к ним на машинах, чтобы дальше продолжить путешествия самолетами. А теперь частично мы летим в Польшу, чтобы там снова куда-то пересесть в Европу или Америку. То есть, с помощью рейсов из Львова мы просто подлетаем в польские аэропорты на те рейсы, которые нам не хватает. Например, подлетаем в Катовице, Модлин и другие.
Также нам удалось добиться еще одного положительного результата как для нас, так и для наших польских коллег. На рейсах между нами и польскими аэропортами соотношение украинский и поляков достигает 50% на 50%. И такая же ситуация на немецких направлениях, где половину составляют немцы.
Кроме того, у нас появились новые пассажиры за счет украинском, которые приезжают на машинах во Львов, отдыхают здесь пару дней, а потом летят лоукостерами за границу.
Поэтому я не могу сказать, что мы конкурируем с польскими аэропортами. Мы, наоборот, даем друг другу прирост пассажиропотока.
- Кроме Испании, Португалии, Италии, Польши в Европе еще много и других перспективных направлений. Например, Франция. Ведете переговоры с авиакомпаниями этой страны об открытии полетов во Львов?
- Однажды я пыталась начать переговоры с Air France. Но там меня перенаправили к их лоукостера - Transavia. Но в Transavia мне посоветовали обратиться обратно в Air France. Все возможно. Сейчас на межгосударственном уровне установлены ограничения - между странами могут летать только МАУ и Air France. Поэтому я считаю, что когда мы сможем договориться с Air France, то она сможет получить необходимые разрешения на рейсы во Львов.
В последнее время в Air France пересмотрели свою политику - сейчас они стали отдавать предпочтение старта полетов в региональные аэропорты. Например, авиакомпания уже примерно год летает в польский Вроцлав.
Мои коллеги из этого аэропорта советуют мне продолжать переговоры с Air France. В авиакомпании хорошо смотрятся на региональные авиаузлы. Мы идем по пятам Вроцлава, он передает нам свой опыт. Я очень хорошо ценю нашу дружбу с этим польским аэропортом.
Я не рассматриваю польские авиационные узлы, в частности, Жешув, Вроцлава и Катовице как конкурентов. Так, некоторые из них находятся в радиусе нашей работы. Но мы больше дополняем друг друга в росте пассажиропотока, чем конкурируем.
Мало того, польские аэропорты помогают мне привлекать новые авиакомпании во Львов. Они рассказывают авиаперевозчикам из Северной Европы о том, что Львов - это возможность дешевой путешествия на уик-энд.
Мы очень рады, что нам удается активно развивать въездной туризм. Это хорошо влияет на развитие региона и инвестиционной привлекательности.
- О Европе и Америке вспомнили. Давайте пообщаемся о противоположную сторону - Азию. Вы ведете переговоры о начале полетов во Львов авиакомпании Qatar Airways. Удалось договориться?
- В январе мы ожидаем, что Qatar Airways приедет к нам провести операционный аудит. Неофициальное решение о старте полетов есть. Но окончательное будет принято после аудита. Я очень надеюсь, что Qatar Airways начнет полеты из Львова уже летом 2019 года.
Честно говоря, негативно на проведение переговоров повлияло объявления о введении военного положения. Я предполагаю, что именно по этой причине Qatar Airways и не приехал к нам на аудит в декабре, как ранее планировалось. Авиационный рынок очень чувствителен на подобные вещи как введение военного положения.
Даже авиакомпания Wizz Air раз из-за этого до марта приостановила реализацию своего решения о возобновлении работы дочерней фирмы в Украине. А реально Wizz Air уже мог с марта следующего года начать летать внутриукраинскими рейсами. Кроме того, скорее бы стартовали полеты в Испанию и Португалию.
Для нас самое главное, чтобы не вводили военное положение. Авиация очень чувствительная на такие ситуации. Как только происходят подобные события, люди пытаются остаться дома и никуда не летать. Нам очень трудно восстанавливать рост авиаперевозок после этого. Поэтому для меня сейчас важнее всего стабильность в стране.
Нам приходится очень долго уговаривать авиакомпании открывать новые рейсы. Кроме того, нелегко сделать, чтобы любой новый маршрут стал прибыльным. Для этого необходимо летать на нем два-три года, привлекая стабильный пассажиропоток. В то время как только в стране может вновь обостриться военная ситуация, многие авиакомпании убежит в один день. Затем нам необходимо будет годами уговаривать к нам вернуться снова.
- Ведете переговоры с китайскими авиакомпаниями?
- Хотеть можно много чего, но мы должны идти шаг за шагом. Если Qatar начнет полеты к нам, то тогда уже можно будет начинать переговоры с китайцами. То есть радиус маршрутов должен развиваться постепенно. Если у нас будет Qatar и будут рейсы в США и Канаду, то тогда покажем китайцам, что уже есть дальнемагистральные рейсы и потенциал.
Поэтому для начала китайские пассажиры пусть начнут летать через Доху, где расположен базовый аэропорт Qatar. Пока они летают к нам через Стамбул с помощью Turkish Airlines. В этом году нам удалось увеличь частоту полетов этого авиаперевозчика во Львов с 1 рейса в день до 1-2. Надеюсь, что летом 2019 это будут уже точно по два рейса в день или Turkish Airlines поставит большой самолет Airbus A330.
- Не могу не спросить о развитии внутриукраинских рейсов. Сейчас из Львова внутрь страны выполняются регулярные рейсы только в Киев. Планируете открыть рейсы и по другим маршрутам в пределах Украины?
- Очень больной вопрос. Внутриукраинские перевозки очень дорогие. Например, на таких рейсах, в отличие от международных, насчитывается 20% -ный НДС - и на топливо, на аэропортовые и на аэронавигационные услуги и так далее. В результате на дорогие внутриукраинские рейсы не хватает достаточного количества пассажиров, чтобы загрузить самолеты типа Boeing. Авиакомпаниям трудно выйти даже на точку безубыточности таких полетов. Я давно общаюсь с МАУ по этому поводу.
Но в этом вопросе у меня большие надежды остаются на Wizz Air. Они не очень хотят начинать выполнять такие рейсы, но готовы их рассматривать. Я им предложила, чтобы они свои маршруты, например, Харьков-Львов и Одесса-Львов пидстикувалы под свои международные с нашего аэропорта.
Я работаю над этим, забываю об этом. Я постоянно выхожу с предложениями отменить НДС на внутриукраинские рейсы и разработать программу скидок на услуги по аэронавигационного обслуживания.
Если помните, в 2008 году, когда Wizz Air заходил в Украине, авиакомпания летала дважды в день из Львова в Киев и Симферополь. И все были счастливы.
Кроме того, я разговариваю со SkyUp об открытии внутриукраинских рейсов. Сейчас мы ждем разрешения от Министерства инфраструктуры давать 30% -ную скидку при обслуживании чартерных полетов. В таком случае я буду пытаться уговорить SkyUp, который сейчас больше сконцентрировался на чартерных рейсах, открыть и внутриукраинские маршруты.
Мало того, результатом моих постоянных лоббирований открытия внутриукраинских полетов стала недавняя предложение от аэропорта Полтавы организовать рейсы по маршруту Полтава-Львов.
- Кстати, не рассматриваете как возможных конкурентов соседние украинские аэропорты?
- Нет. Мало того, я помощью советами представителям авиаузлов Тернополя и Хмельницкого. Я им подсказала начать переговоры с небольшими авиакомпаниями «Мотор Сич» или «УРГА».
- И последний вопрос. Недавно в Киеве был запущен железнодорожный экспресс в «Борисполь». Не планируется аналогичный сервис в Львове?
- Нам ничего не надо строить, как это было в Киеве. У нас рядом с аэропортом проходит железная дорога, где расположена станция «Скнилов». Сейчас там поезда не останавливаются, но не составляет труда это организовать. Там есть хорошая развилка. Возможно, в будущем оттуда можно будет запускать поезда на Трускавец, на Сходницу.
Кроме того, если прирост перевозок и необходимость улучшать логистику, то будем изучать возможность открытия такого экспресса. В этом году наш аэропорт рассматривался в качестве резервного во время финала Лиги чемпионов УЕФА в Киеве. Тогда мы смотрели на возможность отъезда поездов прямо из «Львова» со станции «Скнилов» в Киев. От аэропорта доехать до нее примерно пять минут.