Фото - Денис Сисин и Андрей Макаров
Без особого шума и пафосного открытия в преддверии 2019 года в Украине заработал новый аэродром - Николаевский международный аэропорт.
Предприятие не работало шесть лет и фактически было уничтожено. За первые годы простоя вывезли большую часть оборудования и техники. Позже истекли сроки всех сертификатов, их не продлили. Аэропорт существовал лишь номинально, как название.
Финансирование
С начала 2017 года началась работа по восстановлению предприятия. Николаевский международный аэропорт - это коммунальное предприятие областного совета. В первую очередь, было принято решение капитально отремонтировать взлетно-посадочную полосу (ВПП) и здание аэровокзала. Финансирование искали силами всех местных советов. На аэропорт «скинулись» общины всех районов области, областной бюджет и Николаевский городской совет. Так, с миру по нитке, было собрано около 125 миллионов гривен, которые потратили на первоначальные нужды: ремонт ВПП, оборудование, обучение персонала, сертификация.
В конце 2018 года, Николаевский аэропорт получил финансирование из Государственного фонда регионального развития. Было проведено два тендера на покупку современной канадской ILS (оборудование для инструментального захода на посадку) и светосигнального оборудования. Начало установки нового оборудования ожидается в первой половине 2019 года.
Интриги и трагедии
С 2017 года предприятие сменило нескольких руководителей. Один из бывших директоров, Михаил Галайко - был задержан за попытку дать взятку главе Николаевской областной государственной администрации Алексею Савченко. Деньги, сейчас уже экс-директор, предложил главе администрации за то, чтобы «остаться на должности». Но Савченко написал заявление в правоохранительные органы и в результате Галайко в суде признал свою вину, получил четыре года условно.
Были и трагические события в истории "перезагрузки" аэропорта. Недолгое время предприятие возглавлял украинский военный лётчик-герой Владислав Волошин. Владислава несколько раз испытывала судьба. Во время боевого вылета в зону АТО его штурмовик был сбит. Влад трое суток выбирался из вражеского окружения. После, российские СМИ попытались повесить на Владислава трагедию рейса MH17. Российские журналисты утверждали, что именно Влад сбил пассажирский боинг Малазийских авиалиний. После отставки, Волошин некоторое время оставался без работы, пока его не пригласили на должность заместителя директора. Когда Галайко был задержан на взятке, Волошину предложили возглавить Николаевский аэропорт. Он проработал директором всего несколько месяцев. К сожалению, Владислав решил покончить с собой и ушел из жизни у себя дома.
Фото - Денис Сисин и Андрей Макаров
Первый рейс
После трагических событий темп работы по восстановлению аэропорта временно снизился. Но к весне 2018 года предприятие возглавил Федор Барна - депутат областного совета и работы возобновились. К концу 2018 года Николаевский международный аэропорт смог получить все необходимые сертификаты для обслуживания пассажирских рейсов.
Первый полет состоялся 19 ноября - чартерный рейс Николаев - Киев - Николаев.
«Многие авиакомпании в переговорах с аэропортом напрямую заявили: «Мы хотим посмотреть, как вы начнете работать, и потом рассмотрим возможность полетов из Николаева», - говорит Фёдор Барна, и.о. директора Николаевского международного аэропорта.
Чартерный рейс 19-го числа выполнили специально, чтобы продемонстрировать готовность аэропорта обслуживать пассажирские самолеты. Рейс совершили на Saab 340. Чартерный перелет в складчину оплатили николаевские бизнесмены, которые, собственно, и стали пассажирами первого рейса.
Фото - Денис Сисин и Андрей Макаров
Международные рейсы
28 декабря, в канун Нового года, авиакомпания SkyUp совершила первый международный рейс Николаев-Шарм-эш-Шейх. С 22 января 2019 года рейсы в Шарм осуществляются два раза в неделю. Также уже стартовала продажа туров в турецкую Анталию, начало полетов с 1 мая два раза в неделю. На данный момент загрузка рейсов стопроцентная.
«Мы специально не делали никаких громких открытий. Мы просто начали работать, из этапа ремонта перешли в подготовку, обучение, потом приступили к сертификации и вот уже летаем. Осуществление регулярных международных перелетов на Boeng 737-800 - лучший показатель для оценки работы аэропорта», - говорит Федор Барна, и.о. директора Николаевского международного аэропорта.
Фото - Денис Сисин и Андрей Макаров
Внутренние перелеты
В новогодние праздники было совершено несколько рейсов «Николаев - Киев», «Киев - Николаев» авиакомпанией DreamWind.
«Нам не хватало рычагов убеждения на авиакомпании, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров открывать внутренние рейсы из Николаева. Мы сами заказали самолет и в новогодние праздники совершили несколько рейсов для пассажиров. Для тех, кто хотел из Киева попасть на праздники домой, в Николаев, и наоборот. Это была крайне не специфичная работа для аэропорта. Нам самим пришлось организовывать продажу билетов в короткие сроки. Но у нас не было цели заработать. Мы хотели показать, что в Николаеве есть спрос на внутренние перелеты. Эти пассажиры и сейчас летают, но им приходится ездить для этого в Херсон и Одессу. Результат не заставил себя долго ждать. После Нового года мы вступили в активные переговоры с несколькими авиакомпаниями о запуске регулярных внутренних рейсов», - говорит и.о. директора Николаевского международного аэропорта Федор Барна.
Фото - Денис Сисин и Андрей Макаров
Прогнозы и планы
Сейчас главная задача администрации аэропорта - привлечение к сотрудничеству максимальное количество авиакомпаний, чтобы загрузить предприятие работой. В этом году также планируется возобновить работу грузового терминала. Николаев в этом контексте представляет особый интерес, так как в городе, в непосредственной близости от аэропорта находятся морские порты, которые в том числе способны принимать контейнерные суда.
Одновременно с этим, администрация аэропорта работает над получением кредита на строительство мощной солнечной электростанции.
«У аэропорта 39 гектаров свободной земли, которую мы сейчас не используем. Она находится в стороне от аэропорта, вдоль трассы. Посчитав экономику, пришли к тому, что нам выгодно взять кредит в государственном банке, поставить солнечную электростанцию на части территории, вдалеке от аэродрома. Продавая электроэнергию по зеленому тарифу, мы сможем зарабатывать деньги. Откроется дополнительный ресурс для инвестирования в главную деятельность», - резюмировал и.о. директора Николаевского международного аэропорта Федор Барна.
Николаевский аэропорт, хоть и существовал ранее, но, по сути, это заново созданное динамически развивающееся предприятие. И, как яркий пример того, что у этого аэропорта есть будущее, выступает прибытие на первый рейс в Шарм-эш-Шейх в Николаевский аэропорт автобуса туристов из соседней Одессы.
Фото - Денис Сисин и Андрей Макаров